Главное в человеке, в ребенке – это не сумма знаний
- Как вы относитесь к коммунистам? Может ли, по-вашему, коммунист быть христианином?
- Давайте посмотрим не нашу страну, а чуть шире. Я знаю в Италии христиан-коммунистов. Для итальянцев вообще коммунист-безбожник это нонсенс. На какой почве выросли Маркс и Энгельс? Они же из христианской Европы. Значит, многие вещи они просто скопировали. К примеру, все помнят со школы выражение «кто не работает, тот не ест». Долгое время мы считали, что это сказал Ленин. Отнюдь. Задолго до Ленина это сказал апостол Павел. Это слова Священного Писания.
Поэтому важно, с каким чувством человек живет. Если он вынашивает ненависть, если мыслит по-другому, значит, его надо убить? Иоанн Златоуст пишет: «Ничего общего у нас нет только с дьяволом». А с другими людьми у нас много общего. Мы люди, у нас одно тело, одни мысли, одна еда…
- Уважаемый Владыка, когда же Котласская и Вельская епархия обретет своего Епископа? Неужели нет достойных, или же им негде разместиться?
- Это, скорее, вопрос к Священному Синоду и Патриарху. Святейший выбирает кандидатуру, Синод утверждает. Это их право. Я могу со своей стороны только кого-то порекомендовать. Есть хорошая английская пословица, которую нужно чаще вспоминать, и нам тогда будет легче жить: хочешь рассмешить Бога, скажи ему о своих планах. Поэтому здесь нужно молиться и ждать.
- Такое допустимо, чтобы у вас кто-то сказал: «я хочу в Вельскую епархию»?
- У нас не должно быть своеволия. В Церкви человек сверяет свою волю с волей Божьей. Есть каноны, заповеди, и мы по ним ориентируемся. Помимо этого, мы должны испросить благословения, совета. Как больной приходит к врачу – «а я вот эти таблетки решил попить». А врач говорит: «подождите, они вам совсем не подходят!» А если серьезный случай, бывает еще и консилиум… Так и у нас. Нужно к одному священнику сходить, к другому…
- Экс-руководитель пресс-службы патриарха Владимир Вигилянский в новой книге «Что это было?» называет неприятеля, развязавшего, по его мнению, информационную войну против церкви: «Главная опора антицерковных сил - это специфический сектор пользователей социальных сетей, который совпал с теми, кто выходит сегодня на протестные митинги». В черный список попали и СМИ. Вы тоже считаете, что против церкви кто-то специально воюет?
- Против Церкви всегда воевали. Все это знают. И СМИ это знают. И вы это знаете. Кто воюет? Дьявол. Он воюет против людей. А Церковь – это внутренний стержень в сердце каждого человека. Наша вера. Чтобы народ перестал быть народом, нужно этот стержень выдернуть. Не раз уже ставилась задача Церковь уничтожить. Помните, наше советское государство… Когда один из наших «замечательных» руководителей по фамилии Хрущев заявил, что в 1980-м году он покажет последнего попа по телевизору? Но в 80-м году уже и Хрущева не было. А попы живут. И будут жить. И Церковь всегда будет жить. Врата адовы не одолеют ее. Это слова самого Господа.
- Какова роль Церкви в школах? Что страшит Церковь в современном образовании? Может ли Православная Церковь помогать школам материально?
- Конечно, государственным школам Церковь материально не может помогать, только негосударственным. Что страшит в образовании? Отрыв от своих корней. Если нет духовно-нравственной основы, как может что-то вырасти само по себе? Даже дерево мы вовремя обрезаем, поливаем, удобряем… Главное в человеке, в ребенке – это не сумма знаний. Образование - от слова «образ». Кто будет образцом для маленького человека? Какие мы даем образцы для подражания? То есть должна быть единая система: вот наши образцы. Мы по ним равняемся. Что 10 лет назад говорили, то и сейчас должны говорить. Тогда и не будет пяти полов, не будет педофилии… Если родители обращают внимание на образ, это замечательно, если на сумму знаний, - вырастет рождественский гусь.
Я встречал многих людей, которые с горестью говорили: «Владыка, что делать? Мы самое дорогое отдали детям… Заработали в 90-е большие деньги, - жизнь удалась. Определили детей в лучшие школы, наняли им лучших преподавателей, за границу отправили… Теперь говорим с ними на разных языках… Они нас не понимают. Они живут своей жизнью». Я на это отвечаю: на самом деле вы обделили детей самым главным. Вы не посеяли в них зерно Божье. Не научили их главному закону этого мира.
Спрашиваю: вы объясняли ребенку, что такое пятая заповедь? Говорят, мы и сами не знаем. А она звучит очень просто и красиво: «почитай отца и матерь твою. И тебе будет благо». То есть ребенку будет хорошо вашему, он будет долголетен на Земле. Понимаете? Даже долголетие на Земле зависит от наших отношений с родителями. А вы какие-то другие установки давали детям в жизни. И теперь уже не можете их переменить.
- Как же быть? Ко многим ведь только с возрастом приходят эти истины. Я тоже сейчас порой думаю: может, пойти в храм, помолиться? Но останавливает мысль, что я ведь Церкви еще не дала ничего… Как я могу что-то просить у Бога?
- Это искушение, понимаете? Бог требует от нас самой большой жертвы. Допустим, работает человек в бизнесе, успешен. А к жене с годами возник холодок в сердце. Думает: она – мать моих детей, не надо бы обижать ее… И он ей – курорты, салоны, шубы. Он все для нее делает. Но жена видит холодность мужа. И просит: «Мне ничего этого не нужно. Мне ты нужен». А он: «Ты требуешь от меня самого дорогого».
Так и Бог требует от нас самого дорогого. В Священном Писании мы читаем: «Сыне, дай мне свое сердце». Сердце отдать – это дороже, чем деньги. Чем труды даже. Можно трудиться на благо Церкви с холодным сердцем. «На тебе миллион» – оставить в церкви и пойти жить своей жизнью. Этого мало для Бога. Нужно, чтобы мы как можно чаще думали о Нем. Что такое любить другого человека? Значит, думать о нем. Также мы должны себя заставлять любить Бога.
- Заставлять? Когда мы любим человека другого, мы себя не заставляем…
- Помните сказку «Аленький цветочек». Современным людям она непонятна. «Эта сумасшедшая девочка – у нее крышу, видно, снесло, голову потеряла, бедненькая…» Она полюбила-то кого? Чудище страшное. Еще и заплакала, и обняла, увидев его при смерти. Но она ведь не сразу его полюбила. Она, когда увидела его доброту, полюбила. Также и мы: настраиваемся, начинаем думать: Господи, Ты нам дал этот мир, Ты нас в этот мир послал, Ты дал нам это тело, эти таланты, Ты помог устроить семью. Господи, я каждый день просыпаюсь, я – живой! А ведь кто-то уже умер. Господи, я благодарю Тебя за это.
Нужно понимать, что все это – не просто вот так, халява… Вот, скажут: магазин – как шведский стол. Заходите, берите что надо. И тоже нужно понимать: все это кто-то сделал. Для вас. Самое страшное – неблагодарность. «Так и должно быть в жизни». Подождите: так не должно. Это для тебя устроили все. Чтобы ты жил на этой Земле. Чтобы здесь еще и удовольствия получал. И когда мы начинаем думать, какой Бог хороший, как Он нас любит, как ради нас на крест пошел, наша совесть нас начинает обличать. И тогда мы начинаем Его любить.
Елена МАЛЫШЕВА
Продолжение следует
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы