Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Политика Алексей Гришков о бюджете
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»

22 октября 2013 года
Алексей Гришков о бюджете

Правительство Архангельской области подготовило проект бюджета на три предстоящих года, который теперь предстоит рассмотреть депутатам. С учетом экономических реалий первоначальный вариант пришлось существенно «оптимизировать». Пожертвовать пришлось даже ветеранскими льготами. Чем руководствовалась администрация региона, сокращая расходы, рассказал заместитель губернатора Архангельской области по экономике и финансам Алексей ГРИШКОВ.

– Алексей Петрович, почему бюджет ушел в большой минус?
– Бюджет верстается на основании прогноза социально-экономического развития региона, который в свою очередь базируется на федеральном прогнозе. Первую аналитику мы получили в августе – она и была положена в основу. Мы считали, что формируем бюджет по консервативному сценарию, к чему нас, собственно, и призывает федеральный центр. Однако, в конце сентября нам спустили новые показатели прогноза. Как оказалось, в консервативный вариант мы не попадаем – необходимо исключить еще один миллиард рублей из собственных доходов. А 7 октября мы получили заключение налоговой службы, из которого следует, что доходная часть бюджета должна быть сокращена еще больше – на 2 млрд рублей.
Для понимания масштаба проблемы: чтобы в проекте бюджета на 2014 год и на плановый период 2015-2016 гг. предусмотреть необходимые средства для исполнения указов Президента РФ о долгосрочной государственной политике, необходимо увеличить расходы на 50 млрд рублей при фактическом росте доходов на 13 млрд. Несостыковка расходов с доходами на три предстоящих года усугубляется изменением законодательства и ухудшением макроэкономических прогнозов.
– Почему так изменились прогнозы?
– Во-первых, это связано с увеличением нагрузки на бюджет. Нам передаются не только федеральные полномочия, мы еще от муниципалитетов забираем их функции. Например, в 2012 году нам передано все муниципальное здравоохранение. Сегодня встает проблема передачи дошкольного образования. Цена вопроса – около 3 млрд рублей, но определенный Бюджетным кодексом РФ норматив – 5% НДФЛ принесет нам чуть более 1 млрд.
Второй фактор, который повлиял на столь негативный финансовый прогноз, – снижение налоговых отчислений. Исходя из уточненного прогноза социально-экономического развития РФ и региона, в 2013-2015 гг. доходы бюджета Архангельской области сократятся почти на 10,5 млрд рублей.
Как вы знаете, более 70% всех доходов бюджета формируются за счет налога на прибыль организаций и НДФЛ (примерно в равных долях). Несмотря на существенное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, в связи с реализацией майских указов президента, мы не наблюдаем резкого повышения отчислений по НДФЛ из-за того, что в реальном секторе экономики темпы роста зарплаты намного ниже, чем в бюджетном.
В какой-то мере на это повлияло закрытие ряда предприятий. Но остается и проблема «серых» зарплат, а это существенно бьет по бюджету. Ощутимый процент выплат идет только через суд, а работодатели накапливают долги по налогам и отчислениям в социальные фонды.
Если говорить о налоге на прибыль, то его очень трудно прогнозировать. В целом сокращение по этому направлению в 2014 году прогнозируется на уровне 2 млрд. Такая динамика наблюдается и в других регионах. 60% поступлений от налога на прибыль формируется за счет предприятий, которые расположены на территории НАО. Эти компании, как правило, входят в консолидированные группы налогоплательщиков. Головное предприятие, например в Москве, образует консолидированную группу, формирует единый результат хозяйственной деятельности, объединяя прибыльные и убыточные предприятия. При этом налоговые отчисления распределяются пропорционально стоимости основных фондов и численности работников на этих предприятиях.
Такое широкое поле для маневрирования, которое получили нефтяники, безусловно, отражается на региональном бюджете. Об этой проблеме в федеральных структурах знают, и Архангельская область обращалась с соответствующими письмами по этому поводу.
– Кризисные явления в лесной отрасли тоже сыграли свою роль?
– К сожалению, лесная отрасль дает не так много. В структуре ВРП та же деревообработка представлена весьма слабо – 2,7%. Это чуть больше, чем производство пищевых продуктов. Целлюлозно-бумажная промышленность – 8,4%. Мы проводили специальное совещание, очень много времени посвятили обсуждению возможных мер, которые необходимо принять в ЛПК – конкретно в деревообработке. Но дискуссия свернулась после того, как обратились к цифрам. Какие бы титанические усилия мы ни прикладывали, с 2,7% в структуре ВРП кардинальных изменений не добиться.
Мы не ожидаем взрывного развития предприятий деревообработки и лесопиления. Да, сейчас идет некий подъем, связанный с ростом цен на пиломатериалы, изменением курса валют, который выгоден для экспортеров. Многие инвесторы начинают проявлять интерес к этой сфере, но для того, чтобы построить производство – нужен не месяц и не два...
– Размер государственного долга Архангельской области – 22 млрд рублей. По этому показателю область сравнялась с Санкт-Петербургом и занимает третье место в СЗФО. Кредитный лимит исчерпан?
– Пока нет, но к 2016 году мы можем подойти к тому, что долг области будет составлять 91-97% от собственных доходов бюджета. Фактически мы выберем все возможности для дальнейшего кредитования.
В 2012 году нам удалось сократить долг до уровня 2009 года (55% от собственных доходов), но сейчас необходимость решения поставленных на федеральном уровне задач на фоне снижения всех основных макроэкономических показателей не оставляет другого выбора, кроме как обращаться в коммерческие банки. Причем здесь тоже существуют свои ограничения – мы не можем превысить в течение финансового года 15-процентного порога дефицита по отношению к собственным доходам бюджета.
Учитывая такое значительное расхождение между доходами и расходами в трехлетнем периоде, нам пришлось выбрать достаточно жесткий вариант оптимизации расходов. Часть проблемы закрылась за счет федеральной казны – мы хорошо поработали с центром. Из 100 млрд рублей, которые выделялись на повышение заработной платы регионам, мы получили 1,9 млрд рублей. Проведена большая работа, мы доказали, что их нужно дать.
Что касается дотаций на 2014 год, то пока они оставлены на уровне 2013-го, это большой плюс...
Тем не менее, полностью сократить разницу не получилось. Все общение на федеральном уровне начинается с вопросов – покажите оптимизацию ваших расходов, какими обязательствами, не предусмотренными федеральным законодательством, обременен бюджет, какие имеются инвестиционные затраты, которые не подпадают под указы президента. Конечно, нас напрямую не призывают что-либо сокращать, речь идет об эффективности управления финансами.
Дополнительные обязательства региона предлагается финансировать исключительно за счет собственных источников, что все эти годы и происходило. Но сложившаяся ситуация вынудила нас заняться детальным анализом и формировать бюджет исходя из технократической позиции.
Мне неприятно слышать оценки, в которых звучит мысль, что необходимость реализации указов президента подорвала основу бюджета. Посылы, заложенные в майские указы, для меня абсолютно понятны и объективны. Здесь спорить бессмысленно. Это не повышение зарплаты ради повышения зарплаты, не популистский или предвыборный шаг.
Очевидно, что без качественного образования добиться результатов в становлении экономики знаний невозможно. То же самое можно говорить про другие указы, например, создание благоприятной среды. В большинстве развитых стран идет существенная переоценка тех показателей, которыми необходимо измерять развитие страны. ВВП – важный критерий, но не единственный, который влияет на жизнь людей. Это тема, которую нет смысла даже обсуждать.
– Что конкретно предлагается сократить в бюджете, кроме обсуждаемых ветеранских льгот?
– Мы оценивали все статьи расходов, те составляющие бюджета, которые не регламентированы федеральным законодательством и не относятся к нормативным расходам. На 20% сокращены программы капремонтов всех учреждений, на 5% – расходы на материальные затраты и приобретение оборудования. Предлагается приостановить действие нормы закона «О статусе административного центра Архангельской области». Сокращение социальных льгот может дать экономию в 2014 году на 2,8 млрд рублей. Хотя, честно говоря, приходится двигать даже небольшие, по меркам бюджета, цифры, чтобы свести баланс...
Надо понимать, что 70% бюджета – это прямые социальные обязательства. В абсолютном выражении объем средств, которым управляет минсоцразвития, составляет около 7 млрд рублей (с учетом сокращения ветеранских), на здравоохранение запланировано 11 млрд и 20 млрд – на образование. Совсем немного остается на инвестпрограмму. На реализацию указов президента в ней заложено 577 млн рублей, в том числе на строительство детских садов – более 400 млн. При всех сложностях бюджета в инвестиционную программу вошли Плесецкая больница, ремонт оперблока Первой городской больницы Архангельска, восемь ФАПов и две школы.
Но даже в этом жестком варианте, грозящим возможными социальными последствиями, из бюджета выпадает ряд весьма важных направлений. В том числе связанных и с указами. Не говоря о том, что мы не сможем предусмотреть софинансирование по некоторым федеральным программам. Это то, над чем мы бились весь год. Сегодня мы вынуждены всю работу рубить на корню. Грустно – не то слово, которое уместно в данной ситуации.
– «Может, стоит начать с себя?» – скажет рядовой житель области...
– Здесь очень легко скатиться к банальному популизму. Да, мы отменяем запланированное в 2014 году повышение заработной платы на 5,5%. Но это всего 16 млн рублей и на реальную ситуацию эта сумма не повлияет.
Что касается численности госслужащих, то она привязана, помимо прочего, и к полномочиям, которые нам передаются с федерального и муниципального уровня. Мы все последние годы не «дотягиваем» до установленных нормативов по численности. А бесконечно увеличивать нагрузку на людей невозможно.
Остро стоит и проблема качества кадров. От нас требуют эффективной работы, но никто не согласится брать на себя ответственность при неадекватном этой ответственности уровне зарплаты. Передо мной письмо прокуратуры – на трех листах она обосновывает, почему неэффективно, по ее мнению, работает агентство по тарифам и ценам. По расчету прокуратуры, штат АТЦ должен составлять 112 человек, а у нас числится только 49. Поэтому я бы не стал огульно обвинять областное правительство в раздувании штатов...
– И все же, предлагаемое сокращение социальных льгот вызвало неоднозначную реакцию в обществе...
– Депутаты нам задают на комиссиях по бюджетным проектировкам вопрос: «Понимаем ли мы возможные последствия этих решений?». Конечно, понимаем. Но мы просто вынуждены идти на подобные меры. Пока даже с учетом этих, мягко говоря, непопулярных решений бюджет не балансируется на 5 млрд рублей! Наверное, наибольшее волнение вызывает возможная отмена мер социальной поддержки, предусмотренных в соответствии с законом о ветеранах. По этому поводу больше всего спекуляций и со стороны отдельных политиков, и со стороны СМИ. Но мы еще раз предлагаем вернуться к вопросу адресности этой поддержки.
Но мне кажется, что при обсуждении льгот ветеранов происходит подмена понятий. Ветераны труда – это люди, которым государство за особые заслуги в труде предоставляет определенные привилегии и льготы. И эти заслуги отмечены соответствующими наградами. Именно в этой логике построен федеральный закон о ветеранах труда. Областной же закон нивелировал само понятие «ветеран». Сегодня практически каждый пенсионер – ветеран труда. И здесь, как мне кажется, было бы уместней рассуждать о несовершенстве пенсионной системы в целом, тем более что ее реформа находится в самом разгаре.
– Не хотелось бы заканчивать на столь пессимистичной ноте...
– Есть очень важный момент – Президент РФ Владимир Путин не просто издал указы и «сбросил» их на регионы. Есть поручение президента Правительству РФ, один из пунктов которого гласит: «обеспечить сбалансированность бюджетов субъектов РФ». На прошлой неделе было заседание федерального правительства. Дмитрий Анатольевич Медведев этот вопрос отметил особо – к нему обращается огромное количество губернаторов с проблемой невозможности сбалансировать бюджеты.
Сейчас нет никакой конкретики, с нас запросили дополнительный объем документов. Пока мы находимся в неведении: в каких размерах будет оказана помощь, будут ли это только бюджетные кредиты или частично – субсидии...
Ситуация действительно непростая. Экономические проблемы в регионе накапливались десятилетиями, и сейчас приходится предпринимать колоссальные усилия, чтобы максимально точно спрогнозировать бюджет. Любые сокращения вызывают болезненную реакцию, но другого выхода у нас нет.


Елена СВЕТЛИЧНАЯ
Фото Алексея ЛИПНИЦКОГО

Комментарии (0)