Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Воспитывать нужно на хорошей литературе
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Воспитывать нужно на хорошей литературе

7 февраля 2015 года
Воспитывать нужно на хорошей   литературе

Продолжая разговор о Годе литературы, вспоминаю слова советника президента России Владимира Толстого: «Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками – уже никогда не откажется от книги. И тогда мы вновь получим читающую страну. 2015-й как Год Литературы – это широкий шаг в этом направлении».

Но нельзя в одночасье усадить всех за книги, однако сфокусировать внимание на хорошей литературе, поднять интерес к чтению можно и нужно. На эту тему у меня состоялся интересный разговор с уважаемым человеком в районе, «Отличником народного просвещения», учителем русского языка и литературы Тамарой Павловной Шевелевой. Стаж ее педагогической деятельности уже 35 лет, и она воспитала не одно поколение учеников.
– Тамара Павловна, читают ли современные дети?
– Дети, конечно, читают. Ни один предмет только со слов учителя выучить невозможно, тем более литературу. Те, кто хотят, находят время для чтения – это неотъемлемая часть их бытия, с ними интересно разговаривать и работать. Другое дело, что школьники очень загружены.
– Как вы относитесь к школьной программе по литературе, действительно ли все, что включено в программу нужно школьникам?
– Если бы к составлению школьных программ допустили учителей-практиков, программы были бы построены по-другому. Мне кажется, много лишнего. Когда школьникам читать, особенно старшеклассникам: многие изучают два иностранных языка, плюс усиленные программы по другим предметам. Да и по литературе, особенно в старших классах, слишком большой объем отдельных произведений, обязательных для изучения.
– Основа школьной программы по литературе – русская классика. А понятна ли она современным детям?
– Классика – умная и целомудренная, прежде всего она формирует те нравственные качества, которые должны быть у любого человека. Но Лермонтов, Пушкин, Толстой и Достоевский писали свои произведения не только для подростков. Тем более современный подросток и отрок того времени отличаются совершенно. Взять Петра Гринева из произведения Пушкина «Капитанская дочка»: в семнадцать лет пошел на службу и уже собирался жениться. Сейчас в эти годы еще школу не закончили. А мы пытаемся объяснять какие-то высокие идеи и проблемы того времени, которые они еще в силу своего возраста не понимают. Тем не менее, так построена программа по литературе. Но классику нужно изучать. Каждое из произведений классической литературы – образец художественного мастерства слова и письменной речи, сокровище народной культуры, наша история, это мудрость. Если б не школа, то многие просто бы никогда не узнали о богатейшем культурном наследии, коим является классическая художественная литература.
Далеко не все выносят лучшие представления о моральных качествах из семьи. Сейчас не в чести то, что для прежнего поколения было главным, происходит переосмысление нравственных ценностей и не в их пользу. В классике нет того, на что делается акцент в современной литературе и в современных фильмах, а дети впитывают готовые теле- и видеообразы. Я не ханжа в этих вопросах, но некоторые вещи можно было бы по телевидению и не показывать.
– Как вы считаете, современный кинематограф может передать представление о литературном произведении?
– Книга – первоисточник любого фильма. Но часто наши современные режиссеры ставят фильмы по мотивам произведений, домысливая за автора, это я всегда не приемлю. Мне нравятся фильмы по произведению, здесь есть надежда, что не придумано ничего лишнего, особенно если ты сначала прочитал оригинал. Для меня нет ценнее и важнее книги. Я даже не могу читать в электронном варианте, для меня важно держать книгу в руках. В этом отношении я человек консервативный.
– Что вы думаете о современной литературе?
– Каждой эпохе – своя литература. К сожалению, современная литература не сразу вошла в жизнь нашего общества. Произведения многих писателей не печатались. Долго мы не знали Абрамова, Солженицына, Алексина, Приставкина, Булгакова, Ибрагимбекова... Преподавая в школе, когда произведения этих писателей стали доступны, всегда рекомендовала их подросткам. И они им нравились. Очень важно воспитывать любовь к чтению на хороших образцах. Сейчас «море» книг, но, к сожалению, издательства «завязаны» на бизнесе, поэтому охотнее печатают всякие детективы, сентиментальные любовные романы – такое легкое для восприятия чтиво, ни к чему не обязывающее, прочитал и забыл. А хорошая литература оставляет отклик в душе и сердце, учит размышлять, ставит перед читателем вопросы, на которые хочется найти ответ. У нас есть много интересных писателей, чьи произведения заслуживают внимания. Например, Федор Абрамов, Борис Васильев, Виктор Астафьев, Валентин Пикуль, Валентин Распутин, Константин Воробьев и многие другие. Но, к великому сожалению, в библиотеках книг этих авторов очень мало.
– Сегодня утрачивается не только культура чтения, но и вместе с ней культура речи. Поэтому привлечение молодого поколения к чтению – важнейшая задача. Решать ее нужно с раннего возраста и, прежде всего, в семье. Какой совет вы можете дать родителям?
– У нас великое множество замечательных книг, доступных для детского понимания, с заложенной в них нравственной проблематикой. Но каждую книгу детям важно прочитать в свое время, и она ляжет на соответствующую почву.
Нужно помочь детям отобрать, что читать, так как воспитывать нужно на хороших произведениях, чтобы это действительно было на пользу. В этом плане помогают учителя и начальных классов, и литераторы. Каждому ребенку в конце года дается список книг рекомендательного чтения на лето. Задача родителей облегчается, главное – проконтролировать, читает ли ваш ребенок то, что ему предложено. И обязательно найти время поговорить с ним о прочитанном.
Разговаривайте с детьми! Всегда даю этот совет родителям. По своему опыту знаю – они слушают и откликаются. Всегда можно достучаться до их сердец. Даже в подростковом возрасте, когда они скептики и максималисты. Как учителю, мне особенно приятно видеть блеск в их глазах – хоть одна капелька упала, и то радостно – «капля камень точит».
– Среди современной молодежи бытует мнение, что читать не модно. Как вы считаете, почему?
– Не вдаваясь в прочие причины, я думаю, во многом отрицательную роль сыграли мобильные телефоны, компьютер и интернет – они занимают сейчас большую часть свободного времени.
И это стало проблемой, как говорит современный писатель Захар Прилепин: «Основная государственная задача сегодня – это переориентировать людей с медиа, с телевизора, с Интернета, с блогов – на тексты – на книги, потому что прочтение книги «Война и мир», или «Анна Каренина», или «Тихий Дон» даст нам больше для понимания того, что с нами происходит, чем сто тысяч часов, проведенных в Facebook». А решить эту задачу совместными усилиями помогут семья, школа, учитель.
Тамара Павловна, спасибо за беседу. Могу сказать, что многим поколениям ильинских школьников, очень повезло в том, что у них была такая замечательная учительница, как вы.


Беседовала
Ольга ГАРНИЧ

Комментарии (0)