Господь создал каждого человека неповторимым…
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ответил на вопросы верующих о создании Архангельской митрополии, о роли Православной Церкви и жизни современного общества, о церковных Таинствах (Крещение, Венчание, Исповедь, Причастие, Соборование), о церковных традициях празднования Пасти и другие темы. К печати материал подготовила архангельская журналистка Елена Малышева. Представляем его вашему вниманию.
- Хочу Вас спросить. Иногда приходится слышать "Господь наказал за грехи", "его настигла кара Божья» и тому подобное. Правильно ли это?
- Слово «наказание» понимается людьми иначе, чем толкователями Священного Писания и вообще христианами. В житейском понимании слово «наказал» часто значит «отомстил»: ах, ты так?! Значит, тебе вот так! Но давайте, к примеру, посмотрим глазами постороннего на ситуацию в больнице. Одному больному врач после обследования говорит «в Крым!», а другому «на операционный стол!» И со стороны может показаться, что первого пациента доктор любит, раз в Крым отправил, а второго - наказал, коле под нож положил. На самом деле у первого – начало туберкулеза, и ему надо морским воздухом дышать, а у второго – аппендицит, и, слава Богу, что врач вовремя распознал это.
Вот и цель Бога – не отомстить, а уврачевать. Мы часто воспринимаем любовь как массу удовольствий, наслаждений. А любовь Божия может принести и боль, потому что это – лечение. Зашел к другу-стоматологу (пломба выпала), думал: вот он быстренько опять мне ее поставит. А он, такой нехороший, говорит «тут весь канал пломбировать нужно, но сначала сделай снимок, потом положим мышьяк, потом рассверлим»…. И – началось по полной программе! Но его старание - показатель, что он поступает так по любви.
«Наказание» - от слова «наказ». Отец, жалея сына, дает ему наказ: «Не делай так, иначе тебе плохо будет в жизни». Так и заповеди, которые нам Господь дает: это не запрет на удовольствия, мол, Боженька сверху смотрит и думает «как они там весело живут, негодники! Дам-ка я им заповеди!» Нет, заповеди – это просьба Бога: люди, не делайте так! Плохо вам будет.
Я такой приведу пример: пасется в Чечне корова. Минные поля обнесены «колючкой». Но корове очень хочется именно под проволоку залезть, ей кажется, что там трава сочнее. Тем более что другая буренка - вон залезла и пожевала – получилось! А эта взорвется. Так и заповеди Божии: это некие ограничения – ради человека. Мы должны знать духовные законы, потому что, нарушая их, будем страдать.
- Как вам северная земля? Что понравилось, что не понравилось? Что можете сказать о церковной жизни области?
- Я долгое время жил на другом конце страны. Здесь граница, и Сахалин – граница, здесь море и там море, здесь – Северный Ледовитый океан, там – Тихий. Здесь острова и там острова (целых 84).
… Звонит мой брат, владыка Сахалинский: «Как ты?» и я говорю: как обычно, как раньше, – я еду на остров, чтобы освятить храм. А там, обращаясь к людям, я сказал «дорогие островитяне». Это мое любимое обращение. Единственное - от Сахалина до островов Кунашир, Ютуруп, Шикотан почти сутки идти на корабле, а здесь все гораздо ближе.
Что сказать о церковной жизни области? Чем дальше на Север, тем сложнее со священнослужителями. Кадры и в нашей жизни – главное. В Церкви как в армии: служит офицер некоторое время в гарнизоне, а потом приходится переезжать. Так несколько человек отслужили и уехали. Приезжают новые: из Ярославля, Екатеринбурга, есть священнослужители из Санкт-Петербурга, Москвы, из Троице-Сергиевой Лавры… Северная земля притягательна.
То, что матушка Митрофания в 72 года приехала к нам на послушание из петербургского благоустроенного монастыря и живет в Суре, говорит о многом. Сейчас ее быт аскетичен. Но она живет на родине святого Иоанна Кронштадского…
- Позвольте уточнить: она сама приехала или ее направили?
- Бывает двояко: когда и направляют…
- Как в наказание?
- Тогда считайте, что меня наказали. Семнадцать лет я жил в Троице-Сергиевой лавре. Церковь – та же армия, мы все – воины Царя Небесного и тоже даем присягу на верность Богу, Отечеству и соблюдаем ее. Когда мне сказали, что нужно ехать на Сахалин, я поехал. На девять с лишним лет. Потом появился другой приказ – сюда, в Архангельск.
- Отказаться нельзя?
- У нас не принято отказываться. Апостолы не остались в Иерусалиме – они пошли туда, куда их призвал Бог. Для христианина - это нормальное состояние послушания.
Только великий художник создает оригиналы. Вот и Господь создал каждого человека неповторимым. К сожалению, часто, не понимая этого, человек подражает другим, а нужно оставаться самим собой, раскрывать свои таланты, быть личностью. Апостол Павел написал: плод Святого Духа - мир, радость, любовь, долготерпение, милосердие, кротость… Посмотрите, какие качества! А есть плод другого духа. Когда общаешься с человеком, обычно понимаешь, кто сейчас хозяин его сердца. Когда слышны ропот, осуждение, клевета, чувствуется злость, раздражение, зависть, - значит, храм души захвачен дьяволом. За такого человека нужно помолиться.
- Скажите, надо ли в ХХI веке поддерживать религиозную жизнь или это уже прошедшая история? По-другому, надо ли современному человеку верить в Бога?
- Что такое верить в Бога? Это вверяться Господу и быть Ему верным. Апостол Павел пишет, что вера – от слышания, а слышание - от слова Божия. В первую очередь, человек слышит, но все воспринимают информацию по-разному. Один говорит: да ладно, некогда! Другой говорит: все это ерунда! У третьего что-то шевельнется в сердце, но он заставит замолчать свою совесть. Но найдется четвертый, который поинтересуется: для чего я живу на земле? В чем смысл человеческой жизни? Что дает нам вера в Бога? И это самый правильный вопрос.
Верить в Бога – значит, верить, что Он сотворил человека, что человек -пришелец на Земле. Он живет здесь, как в гостинице. И от того, как он проживет эту жизнь, будет зависеть его будущее. Господь послал его на Землю с одной целью - подготовиться к настоящей жизни. Значит, наступит день Х, когда человек оставит на Земле свое тело. Его душа не умрет. И в другой уже жизни человек будет держать ответ не только за свои слова, дела, но и за свои помыслы. Кто нас там ждет? Конечно же, любящий Отец. Он будет смотреть на наше сердце, смотреть, что оно аккумулировало в себе - добро или зло?
Для верующего человека есть смысл жизни, верующему человеку понятны все страдания. Он знает: когда Господь забирает человека, умирает только его тело, и верующий не будет по нему слишком убиваться здесь. Верующий знает, что с близкими и родными он встретится. Это знание дает некий оптимизм. Каждый прожитый день на Земле – это приближение к Богу, к Отцу любящему. Там нет болезней, страданий.
А вот – жизнь без Бога: ну, попал я в эту аварию и остался инвалидом, жена от меня ушла…. Зачем мне такая жизнь? Проще выброситься из окна… Но суицид – признак слабости человека. Как я сказал одному прихожанину: есть суициды, которые хоть как-то можно понять. Но если тебе просто не хочется жить, так ты хоть другим сделай радость: приди в клинику и скажи «заберите меня на органы. Пускай у кого-то будет биться мое сердце, кому-то помогут мои почки…» Это понятно, это более честно. А то – просто плюхнуться из окна и разбиться, доставить хлопоты родителям, друзьям. С материальной точки зрения - это полная чушь и свинство.
- Церковь поощряет донорство?
- Донорство это, прежде всего, - акт самопожертвования. Как мы относимся к человеку, который, видя страдающего человека, дает ему 10 рублей? Мы говорим: это хорошо. Другой дает 1000 рублей. Еще лучше. А третий говорит: «Я отдам, все что имею». Самое дорогое – отдать за человека свою жизнь. Как сделал Христос для каждого из нас. И сказал, чтобы мы также поступали. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Так и в донорстве: человек заболел – ты ему свою почку отдал. Это замечательно. Это честно.
У христианина есть смысл жизни. Есть смысл любого страдания. Иногда смотришь: конец жизни уже, а старый человек такой мирный, такой радостный. Зачастую же в глазах стариков - озлобленность. Безысходность. «Жизнь не удалась. Светлого будущего мы не построили. Дети меня бросили. Государство квартиру не дало. Пенсия маленькая. Даже на водку не хватает». Один мне так и говорил: «Мне бы водки и колбасы каждый день, я бы был счастлив». Но не в этом же смысл жизни. Таких людей, конечно, жалко…
Что дает вера? Ты на этой земле живешь с оптимизмом. Все, что с тобой случается помимо твоей воли, ты принимаешь как урок. Ты просто держишь удар. Нет, не просто – оптимистически. Ты знаешь, что должен помогать людям. Ты знаешь, что это – заповедь Божья. И когда ты видишь, что рядом еще один такой сознательный человек появился, второй, третий – тебе хочется жить. А когда кругом видишь пьянь, рвань, безнравственность, ты, конечно, жалеешь таких людей, но на одной улице с ними жить тяжело. В одном доме с ними жить тяжело.
Есть разная степень веры. По-настоящему верующий не должен раздваиваться. Помните анекдот: мужик пришел к врачу. - Помогите! Я думаю одно, говорю другое, а делаю третье. - Извините, мы от марксизма-ленинизма не лечим.
Так вот христианин должен максимально сузить эти три понятия - мысль, слово и дело. А то: «это – мой друг». Друг за дверь: «да он такой-сякой»… Это неправильно. Мы должны от этого состояния уходить. И тогда у нас и друзей будет больше, и город мы будем поднимать, и государство. И не важно при этом, какой век на дворе. Вера переходит из века в век. Православная вера – то, что нам дали. Сохранив, дали. Ни прибавив, ни убавив. Как какую-то дорогую книгу. И будет плохо, если кто-то скажет «а дайте-ка я тут подредактирую» А потом будущие поколения тоже что-то поперечеркивают? Церковь – это врачебница. В светской телесной больнице главное – здоровье тела, в нашей – здоровье души. Душу лечит Господь. И у душ одни и те же заболевания. И методы уврачевания давно расписаны. Даны сверху. Есть закон человеческий – он меняется. Потому что государство меняется. Вот сейчас у нас два пола, а скоро, может, скажут, что пять полов на Земле. А у нас есть закон Божий. Мы по нему живем, и никогда не примем этого. И в этом наше счастье. И достоинство.
- Как вы относитесь к тому, что во время Рождественского поста православные христиане отмечают Новый год с большим количеством вина и мяса, тем самым совершая грех?
- Неумеренность во всем вредна. Я не сторонник крайнего консерватизма, когда будто бы ходит христианин и ворчит: какой плохой праздник Новый год, потому что он светский и потому что в Рождественский пост. Новый год - это точка отсчета. Как у человека день рождения. Он имеет право праздновать его в пост? Конечно, имеет. Но праздновать можно по-разному. Помните, что говорил Иван Карамазов: «Широка душа русского человека. Я бы сузил». К русским людям, выехавшим за границу, это выражение идеально подходит. Сужать надо. Наутро все жалеют, что вечером слишком разошлись. Мера должна быть везде. Новый год? Не ешьте мяса. Вот будет Успенский пост, можно наготовить блюда из кабачков, баклажанов, грибов, можно даже без рыбы сделать такой стол, что все удивятся, как это вкусно. К тому же мясо сейчас - сами знаете, какое. В нем допустимое количество антибиотиков – и это лаборанты, врачи говорят – превышается в сто раз. Представляете: съел, а потом заболел гриппом. И никакой антибиотик тебе уже не поможет. Т.е. когда все в меру – замечательно и для души, и для тела.
Елена МАЛЫШЕВА Продолжение в следующих номерах
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы