Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Кроме того Как на Виледи железную дорогу строили…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Как на Виледи железную дорогу строили…

5 марта 2013 года
Как на Виледи  железную дорогу строили…

…Подъезжаем на автобусе к станции Виледь, и мама показывает мне, школьнице, старую покосившуюся хатку с грязно-белыми стенами с полуоблупившейся штукатуркой. Этот необычный домик я увидела впервые, таких на севере не строят. И то, что сказала мама дальше, запало мне в душу на всю жизнь: «Здесь жили заключенные. Они и построили у нас железную дорогу, по которой мы сейчас с тобой поедем. Труд поистине каторжный. Много их тут полегло от непосильной работы по колено в грязи и воде…» Поводом взяться за материал стала эта картинка из далекого детства.

Прежде побывала в местных музее и архиве, позвонила в областной архив. Везде ответ был, примерно, один: сведений об этом нет, все документы НКВД засекречены. В центральной библиотеке дали книгу нашего земляка Михаила Пузырева: мол, полистай, он пишет об этих событиях. А еще помог Интернет. Читала о тех событиях и открывала для себя новые страницы истории нашего государства, о которых в школе не рассказывали. Все это и использовала в этом материале.


...Еще в предвоенное время в стране было запланировано строительство Северо-Печорской железной дороги протяженностью 1600 км в направлении до Воркуты. Строить железнодорожную магистраль предстояло в исключительно трудных природно-климатических условиях: слабая заселенность районов, густые леса, почти полное отсутствие проезжих дорог, промерзание почвы зимой до полутора метров, глубокие болота на 20 процентах длины линии. Местные грунты оказались непригодны для отсыпки земляного полотна. Потому строителям предстояло разработать в карьерах и доставить на десятки километров к месту отсыпки миллионы кубометров грунта.


…Воркута-Котлас -Коноша – железная дорога, строительство которой началось согласно постановлению СНК СССР, принятому в 1937 году. Для обеспечения рабочей силой были созданы два специализированных железнодорожных лагеря: Севжелдорлаг (от Котласа до реки Печоры) и Печоржелдорлаг (от Печоры до Воркуты). Северный железнодорожный ИТЛ (Севжелдорлаг) был организован 10 мая 1938 года и просуществовал до 24 июля 1950 года. Их рабочей силой были заключённые и спецпереселенцы системы ГУЛАГа НКВД. На трассе в 58 лагпунктах сосредоточили около 30 тысяч заключенных.


«Если бы можно было взглянуть на стройку с высоты птичьего полета, она напомнила бы муравейник, протянувшийся на сотни километров. Кто-то из строителей рубит лес, выкорчевывает пни; кто-то в тачках отвозит в сторону негодный грунт, торф и болотную жижу; кто-то взрывает горы и засыпает овраги. Работа шла круглые сутки, в две смены. Днем – при свете солнца, если оно было, а ночью свет обеспечивали кострожёги из слабосильной команды», – так описывает строительство железной дороги его участник Э. Ваза.


…17 февраля 1940 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Котлас был выделен в самостоятельную административную единицу областного подчинения. В годы войны после завершения строительства Северо-Печорской железной дороги Котлас (город) превратился в крупный транспортный узел.


…7 ноября 1940 года открылось движение поездов на участке от Котласа до Княжпогоста, а 25 декабря 1940 года – на всем участке Котлас-Печора. Начавшаяся война потребовала ускорить темпы строительства магистралей в северном направлении и обеспечить стратегическую задачу выхода из угледобывающих районов Крайнего Севера. Несмотря на официальный пуск, новому пути требовались большие доработки. Земляное полотно, проложенное по болотистым местам, во время распутицы деформировалось; временные деревянные мосты, построенные на обходах, нуждались в укреплении. Дальней связи и сигнализации дорога не имела. На большинстве станций и перегонах отсутствовали постоянные пассажирские, жилые, коммунально-бытовые и производственные постройки. Водоснабжение паровозов осуществлялось на простейших временных сооружениях. Ликвидацию недостатков запланировали на 1941 год. 28 декабря 1941 г. из Воркуты в Москву отправился первый "угольный маршрут". В середине лета 1942 года Северо-Печорская магистраль была введена в постоянную эксплуатацию на участке Воркута-Котлас-Коноша.


…Всего от Коряжмы до Усть-Кожвы вдоль будущей трассы железной дороги разместилось 27 строительно-монтажных, лесозаготовительных, сельскохозяйственных, больничных, отдельных лагерных пунктов.


Таким образом, почерпнув сведения из Интернета, уже можно было представить, какой колоссальный объем работы при строительстве северной железной дороги лег на плечи заключенных. В настоящее время по территории нашего района проходит всего лишь 17,8 километра железнодорожных путей. В довоенное время этот участок был длиннее.
Строительство железной дороги существенным образом повлияло на жизнь вилежан, проживающих вблизи строящихся путей. Это уже частичка истории и нашего района. Спустя более 70 лет, найти свидетелей тех событий было почти нереально. Однако поговорила со старожилами. Побывав на станции Виледь, в городе Коряжме, поселке Вычегодский встретилась с людьми, которые всю жизнь проработали на железной дороге. Надеялась, что они хоть что-то могли знать, хотя бы от своих родителей, бабушек и дедушек.


Анна Степановна Кабакова много слышала о том, что северную железную дорогу строили заключенные. По ее словам товарный двор, что находится в тупике станции Виледь, тоже они возводили. Сама она всю жизнь проработала на железной дороге. В 1946 году пришла оформляться рабочей по ремонту железнодорожных путей 15-летней девчонкой. Тогда здесь почти одни женщины трудились, совсем молоденькие.


Василий Михайлович Дымов рассказал, что, приехав на Шобью, застали тут домики-мазанки, которые оставили после себя ссыльные. Были здесь своя школа и пекарня. В здании, где размещалась школа, раньше жили охранники. Строение было капитальное, кирпичное, стояло у самой реки около железнодорожного моста. В нём был длинный коридор и по обе стороны от него расположены комнаты. 

Зоя ГОМЗЯКОВА
Окончание в одном из следующих номеров

Комментарии (0)