Тихая эпидемия: упал, очнулся – гипс. И никакой гололед в этом не виноват…
Судя по отзывам читателей «Знамени труда», им нравятся «полезные материалы» Елены Малышевой. Сегодня очередная встреча журналиста со специалистом.
Вы когда-нибудь ломались? Ну, «шел, упал, очнулся, гипс»? А я ломалась. Причем, из пяти раз реально падала лишь дважды. Третий перелом ребра случился, когда я, подтянувшись в бассейне на руках, хотела вылезти на бортик. Легла грудью на кафель (не упала! – аккуратно легла) – и все. Четвертый перелом до смерти напугал моего поклонника: он приехал с цветами, вручая, обнял меня – и характерный треск мы услышали оба. И, наконец, месяц назад я, как обычно, парилась в бане. Лежала себе на полке, а подружка никак не могла дотянуться веником до моего левого бока. Попросила: «Сдвинься немного сюда» Я и сдвинулась…
На следующий день снова был рентген (онкологи каждый раз перепроверяют, не метастазы ли у меня в костях). Метастазов не нашли. Они вообще ничего не нашли. Если еще год назад я сама, разглядывая рентгеновские снимки, пугалась, что ребра стали в дырочку (похожими на губку), то теперь ни я, ни врачи вообще ничего разобрать не смогли – ребра стали «стеклянными». То ли там трещина, то ли перелом, то ли вообще ничего нет…
«Есть! – сразу после анализов и денситометрии (обследования костей на специальном оборудовании) сказала эндокринолог, кандидат медицинских наук, заведующая городским эндокринологическим Центром при первой городской больнице Архангельска ЗОЯ БАХТИНА. – Это у вас остеопороз. Тяжелая форма».
А я уже и сама догадалась. Потому и обратилась к Бахтиной. На моем классическом (увы!) примере мы и разбирали, что это за болезнь такая.
– Зоя Энверовна, я была уверена, что остеопороз – болезнь стариков. Но мне и 60-ти нет…
– Это заболевание потому и считается «тихой эпидемией», что долгое время может вообще никак не проявлять себя, протекать бессимптомно. И зачастую обнаруживается именно после первого перелома, ведь остеопороз – это заболевание скелета, которое сопровождается повышением хрупкости костей, когда появляется риск переломов даже при небольшой травме. У вас таких примеров (без падений) было целых три.
– Мне следовало обратиться к вам раньше…
– Женщины страдают остеопорозом в четыре раза чаще мужчин: наши кости легче и мы быстрее теряем костную массу после наступления менопаузы (пьющих и курящих мужчин это заболевание обычно настигает после семидесяти). Если до этого периода мы теряем примерно по полпроцента в год, то в первые годы менопаузы женщина может терять 3-5% плотности в год, и даже до процента в месяц. Так что, каждая третья женщина после 50-ти имеет ту или иную степень дефицита плотности костей.
– Но если эта тихая эпидемия никак не ощущается физически, что должно насторожить?
– Есть таблица из 13 вопросов, и если пациент хотя бы на два отвечает «да», для нас это повод говорить о вероятности у него остеопороза. Вы ответили «да» на восемь: у вас наступила менопауза; у вас до этого были удалены яичники; вы курите; ведете малоподвижный образ жизни; редко бываете на солнце; вас беспокоят боли в спине; у вас диагностирована гипертония (в вопросе звучат еще такие заболевания, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, заболевания печени, желудка, щитовидной железы – Е.М.) и вы мало употребляете молочных продуктов.
– Зато я никогда не принимала гормональные стероидные препараты (преднизолон), не употребляла спиртное, у меня никто из родных никогда ничего не ломал, у меня не круглая (не сутулая) спина…
– К сожалению, ваших «да» вполне достаточно, чтобы, имея на руках еще и анализы с данными обследований, уверенно диагностировать остеопороз.
– Чем это чревато и правда ли, что при остеопорозе позвоночник может сломаться даже при тряской езде или чихании?
– Правда. Самые частые локализации при переломе – лучевая кость (как сказать по-русски???) в типичном месте, компрессионные переломы позвонков, перелом шейки бедра (в 25% случаев после него наступает летальный исход, а половина больных остается прикованной к постели). Этим заболевание и чревато.
– Как кости меняются с возрастом?
– Кость – это живая ткань, которая постоянно обновляется: старая уставшая замещается свежей молодой. Этот процесс гармоничен, и в течение нашей жизни он сбалансирован. Пиковую костную массу человек набирает к 30 годам. Потом – фаза относительного покоя: до 40 лет эта плотность стабильна. Но с возрастом и менопаузой у женщин и после 65 лет у мужчин разрушение кости начинает преобладать.
– Получается, остеопороза никому не избежать?
– Чтобы иметь какой-то запас прочности, нужно всю жизнь питаться нормально. То, что вы сейчас стали усиленно потреблять творог, йогурт, твердый сыр (продукты с кальцием), – здорово, конечно, но в подобной ситуации только правильным питанием проблему уже не решить. Вероятно, вы с детства не любили молоко-ряженку-кефир и не смогли набрать пиковую костную массу, достаточный запас прочности для поддержания скелета в форме.
– То есть мне уже бесполезно поедать молочные продукты, рыбу, курагу, сельдерей, кунжутное масло – все, что так необходимо костям…
– Питаясь правильно сейчас, вы в лучшем случае остановите падение плотности кости, да и то при условии, что одновременно с кальцием организм будет получать достаточно витамина Д, без которого кальций не усваивается. Кстати, дефицит витамина Д – на Севере поголовно у всех и его необходимо восполнять. Половина нашей потребности в витамине Д синтезируется в коже, но с возрастом этот процесс снижается. Кстати, когда мы говорим о естественном восполнении, то имеем в виду, что суточную норму витамина Д организм получает, если человек в полдень минимум 15 минут находится под прямыми солнечными лучами с открытыми участками тела. И половину потребности в витамине Д мы получаем с продуктами – в основном, жиросодержащими. Например, он есть в кукурузных хлопьях, в масле, в мясе диких животных, в сыре, в жирной рыбе (лососе, семге)…
– Выходит, мы действительно то, что мы едим!
– В нашем случае не все так однозначно. У остеопороза есть модифицируемые (поддающиеся изменению) и не модифицируемые (на них невозможно влиять) факторы риска. Например, изменить пол, возраст, наследственность мы не можем. А вот бросить курить, нагрузить мышцы, которые крепятся к костям, каждому вполне по силам.
– А зачем надо нагружать мышцы, которые крепятся к костям?
– Кости должны испытывать нагрузку. Чем больше вес, тем скелет вынужден быть более прочным. Ожирение – протективный фактор.
– Как это? Везде внушается, что здоровее худые. И я была уверена, что костям проще носить на себе мало килограммов….
– Лишние килограммы чреваты при многих других заболеваниях, а для остеопороза опаснее субтильная фигура, худоба. Вес меньше 56 кг – и костный скелет имеет низкую массу, а это фактор риска. Так что ваши 65 кг – при вашем возрасте и росте – вовсе не лишние. Более того: худеть вам нельзя.
Нагружать мышцы нужно еще и потому, что низкая физическая активность – тоже фактор риска. Реагируя на постоянную нагрузку, кость увеличивает минеральную плотность. А когда человек ведет сидячий образ жизни или лежит в гипсе, и кость не нагружается, она теряет плотность. Так что хотя бы час в день обязательно нужно ходить. А в идеале – плавать, танцевать, заниматься йогой или пилатесом… Кстати, избыточные нагрузки – при интенсивных тренировках у спортсменов, например, – тоже вредны: накапливаются микротрещины или микропереломы.
– Зоя Энверовна, говорят, лучшее народное средство – яичная скорлупа…
– Скорлупа как дополнительный источник кальция подойдет для профилактики – как элементарная добавка к пище для тех, кто не любит ни молоко, ни кефир. Но в скорлупе нет витамина Д. Кальцию же, чтобы попасть в кость, нужен витамин Д и препарат, который его в кость потащит. В случаях, подобных вашему, кроме кальция и витамина Д, такой препарат необходим. Они бывают с разным механизмом действия: одни замедляют процесс костеразрушения, другие стимулируют костеобразование, третьи (как, например, бивалос, который выписан вам) влияют на оба этих процесса. Благодаря бивалосу можно за год увеличить прирост минеральной плотности кости на 4%.
– Я уже знаю, что в вашей школе вы учите пациентов даже тому, как правильно наклониться, чтобы завязать шнурки, как избежать падений людям с нарушенной координацией движений, с плохим зрением, с гипертонией… Вы учите правильно питаться, правильно заниматься спортом – правильно жить с остеопорозом. Но попасть к вам на прием крайне сложно. И, думаю, многие, как и я раньше, вообще не знают, что проблемами костей занимается эндокринолог. До вас я обращалась к вертебрологу, мануальному терапевту, ревматологу и даже к травматологу. Последний, кстати, и направил к вам…
– Учитывая распространенность остеопороза, заниматься им должны терапевты. Узких специалистов на такое количество пациентов явно не хватит. Но и терапевтов пока не хватает даже на те заболевания, которые они лечат традиционно.
– Выход?
– Банально, но – здоровый образ жизни: правильное питание с детства, достаточная физическая активность, отсутствие дурных привычек (алкоголь, курение) – и вы сможете прожить всю жизнь, не слышать ни о каком остеопорозе.
Елена МАЛЫШЕВА
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы