Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Культура и искусство Любовь к театру она пронесла через всю жизнь…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Любовь к театру она пронесла через всю жизнь…

21 февраля 2015 года
Любовь к театру она пронесла   через всю жизнь…

С приходом Фаины Павловны Бебякиной (на фото) в культуру района в 1945 году, история драматического коллектива в селе Ильинске продолжилась. Родилась Фаина Павловна 15 апреля 1916 года в деревне Беляковка Быковского сельского совета. Деревушка была маленькая – меньше десятка домов.

После того, как она получила среднее образование и закончила учительские педагогические курсы в Сольвычегодском педагогическом училище, преподавала до войны в селе Никольск; в Ильинской средней школе. В архивном отделе администрации МО «Вилегодский район» есть документ о предоставлении трудового отпуска Ф.П. Бебякиной, также сохранился приказ от 15 августа 1942 года, в котором говорится: «Назначить работать в Ильинский детский сад в качестве воспитателя Бебякину Ф.П.»
Когда она пришла в культуру, ей было 29 лет, то есть это был вполне осознанный выбор. А тот факт, что во время войны она проживала в райцентре, и наверняка бывала на спектаклях и концертах, которые ставила профессиональная актриса Е.А. Оранская, наводит нас на мысль, что театр запал ей в душу, и она решила посвятить себя сцене.
Кто помнит Фаину Павловну, говорили, «...что она была не такая, как все». Черноволосая, черноглазая, красивая женщина, интеллигентная, спокойная, уравновешенная.
Леонид Николаевич Елезов, который участвовал в драматическом кружке в 60-х годах, вспоминает восхищенные высказывания своего отца об этой женщине: «Красавица, ногти всегда накрашены, глаза подведены…»
Жила Фаина Павловна в двухэтажном деревянном доме около Районного дома культуры. Говорят, что его называли «Дом Жукова», так как он принадлежал церковному приходу, и в нем до закрытия храма Ильи Пророка жил настоятель по фамилии Жуков. Когда дом «поставили» на капитальный ремонт, Фаина Павловна с семьей жила в райклубе, который располагался на втором этаже храма. В здании колокольни была оборудована комната с печкой «буржуйкой», труба от которой выходила в окно.
На сцене стояла белая гипсовая фигура Сталина во весь рост, в распахнутой шинели. В зале были деревянные кресла с откидными сиденьями.
До 1951 года Фаина Павловна работала в должности культмассовика да еще был директор Николай Павлович Дураков. Она вела драматический коллектив и хоровой. Ставила танцы, работала с чтецами.
В архивных документах сохранилась программа одного вечера в Районном доме культуры:
«Хороший конец» – А.П. Чехов (инсценировка Н. Крошенинникова), «Праздничный сон до обеда» – отрывок из пьеса А.Н. Островского; «На даче» – А.П. Чехов (инсценировка В. Масса); «Сват по директиве» – пьеса в одном действии авт. В. Гуром; Концертная часть, по окончании – танцы.
5/10-1946 года.
Культмассовик
Бебякина».
Есть еще один интересный документ, датируемый 21 мая 1946 года.
«Характеристика
Настоящая характеристика дана артистам бригады села Ильинска в том, что они в колхозе Кочнеговский Вилегодского сельского совета ставили постановку, которую колхозники и правление колхоза оценили на отлично! На что и дана настоящая характеристика.
Присутствовало
80 человек.
Правление колхоза «Кочнеговский».
Председатель колхоза (фамилия не разборчиво Т.Б.)
Счетовод И. Стенин
21/05-1946 года».
Прочитав этот документ, многие, возможно, улыбнутся. Но, отношение ко всему происходящему было очень серьезное. Жилось нелегко. Послевоенные годы, по словам людей, кто жил в те времена, были даже тяжелее военных. А поскольку многие клубы были колхозными, то, значит, после трудового дня колхозники обязательно должны были иметь возможность пойти в клуб, посмотреть концерт или киносеанс.
Вместе с концертными бригадами ездили лекторы. Как говорят документы, Виктор Феодосьевич Заварин был один из тех, кто постоянно принимал участие в выездных концертах, спектаклях. Ездил с лекциями и докладами, и к тому же он был большой любитель театра и участник драматического кружка еще до войны.
По району к концу сороковых годов насчитывалось 16 драматических кружков.
В 1947 году Фаина Павловна ставит первый большой спектакль по пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет». Этот факт говорит о ее смелости, потому как пьеса большая и сложная, и, не имея специального режиссерского образования, не каждый бы взял в работу такой материал.
В конце сороковых в Ильинской средней школе был образован учительский театр, где она тоже стала первой помощницей. Режиссеру мало взять пьесу, раздать слова актерам, чтобы те их выучили, надо выстроить спектакль, сцену за сценой, определить событийный ряд. И учителя обращались к ней, как к режиссеру. И Фаина Павловна никогда не отказывала в помощи, еще могла и сама сыграть в учительском спектакле. Долгое время в Ильинске существовало два театральных коллектива.
Из-за того, что Ф.П. Бебякина не имела специального образования, ей не раз пришлось пострадать по этому поводу. При очередной проверке ДК, сохранилась докладная записка о работе Районного дома культуры, где было указано, что она не имеет специального образования:
«В 1949 году работал драматический коллектив в количестве 10 человек, в течение года поставлено пять одноактных пьес. Драматическим кружком руководит Бебякина Фаина Павловна, она не имеет специального образования. Художественного руководителя в ДК тоже нет и по штату не предусмотрен. Дата 5 января 1950 года.»
Однако, проверяющая комиссия, вероятно, не сочла нужным учесть, какая была нагрузка у этой женщины. Не отметила, что кроме пяти поставленных пьес, были подготовлены концерты ко всем календарным праздникам: 7 ноября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, «Праздник первой борозды». А сколько было выездных концертов и лекций по клубам района и фермам!
Сохранился еще один документ – протокол заседания комиссии по смотру художественной самодеятельности Вилегодского района, Архангельской области от 15 марта 1952 года.
В этом документе прописано, что наряду с драматическими коллективами района участвует и школьный театр с пьесой А. Корнейчука «Калиновая роща», которому помогала Фаина Павловна. Сама же она участвовала в смотре со спектаклем «Предложение» А.П. Чехова.
В 1955 году ее увольняют, как «…не имеющую специального образования». Не сложно представить, что пережила Фаина Павловна, уже отдавшая 10 лет Районному дому культуры, и, в частности, театру. Но приказом от 24 февраля 1956 года Фаину Павловну временно принимают на работу до приезда специалиста – художественного руководителя Дома культуры. Забыв все обиды, она взялась за работу и за 1956 год поставила два многоактных спектакля: «Любовь Ани Березко», «Свадебное путешествие» (автор Дыховичный). А с учительским коллективом ставит – «Без вины виноватые» (А.Н. Островский). Кроме этого, у нее вышли еще шесть одноактных пьес, да и от концертов ее никто не освобождал. А ведь это огромная нагрузка! И не только для режиссера, но и для участников драматического коллектива.
Сохранились и отчеты директора Дома культуры, в которых подшиты сопроводительные записки о том, в каких условиях приходится работать, нет комнат для кружковой работы. А Фаина Павловна продолжала работать с самодеятельным театром и с чтецами. И те мероприятия, которые она готовила, всегда были театрализованы. Л.Н. Елезов опять вспоминает о том, «…какие яркие, интересные, костюмированные были балы-маскарады. Все, кто приходил, были обязательно в костюмах, масках, наряжали елку очень красиво».
По словам Е.А. Незговоровой, когда она училась в школе, то занималась у Фаины Павловны в кружке художественного чтения. «Голубушка», «голубчик»! Только так она обращалась ко всем кружковцам!», – говорит Елена Александровна.
Время шло, формы работы менялись, в Доме культуры стали проводить «Вечера-портреты», тематические вечера. И она их готовила обязательно с моментами театрализации, старалась к этому подключать все новых и новых людей, чтобы меньше все это ложилось на плечи театралов.
Коллектив театра становился все больше, к ней шли, Фаина Павловна увлекала. А в начале шестидесятых стала инициатором объединения учительского театрального коллектива с театральным коллективом Дома культуры.
И когда в 1964 году в культуру приходит В.Ф. Филипьев, Фаина Павловна передает театральный коллектив, который уже насчитывал около 30 человек, Василию Федоровичу, как студенту театрального отделения Ленинградского народного университета им. Н.К. Крупской. Сама же продолжает вести детский театральный кружок, заниматься с чтецами. Ходила по фермам, в одной из отчетных справок пишет: «…ходила на фермы – Быковскую, Аферьевскую, Заднегорскую… Беседовала с доярками о работе.»
Со спектаклем «Свидание у черемухи» театр впервые выехал за пределы района на гастроли в Котласский и Ленский районы. Это был 1964 год. Больше как режиссер Фаина Павловна не ставила спектаклей, но продолжала до 1971 (до выхода на пенсию) работать методистом РДК и играть в театре как актриса. Ею создано много замечательных образов жен, матерей.


Тамара БЕБЯКИНА
Документы предоставлены архивным отделом администрации МО «Вилегодский район»

Комментарии (0)