Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Культура и искусство В годы войны на ильинской сцене ставили Чехова...
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

В годы войны на ильинской сцене ставили Чехова...

31 января 2015 года
В годы войны на ильинской   сцене ставили Чехова...

Январь для Ильинского народного театра вот уже 46 лет является памятным месяцем. Cорок шесть лет назад драматическому коллективу, в то время Вилегодского районного Дома культуры, было присвоено звание «Народный». История Ильинского театра началась очень давно, многое нам известно, но все равно открываются новые, интересные факты.

Работая с документами в архивном отделе администрации МО «Вилегодский район» по Вилегодскому отделу культуры, листая папку под названием «Отчеты 1943-1944 г.г.», я наткнулась на уникальный документ – «Отчет по работе Райклуба», за подписью некой Е.А. Оранской. Содержание его мне захотелось довести до читателя районной газеты «Знамя труда», потому как это – наша история! Конечно, простим встречающиеся орфографические и стилистические погрешности в данном документе, который, несомненно, представляет большой интерес.
Отчет
«Драматический коллектив при дворце культуры Ильинского села, Вилегодского района провел следующую культработу в 1944 году под руководством артистки Елены Аркадьевны Оранской. К Новому Году был поставлен спектакль по новой программе. Спектакль поставлен два раза. И для школьников, и для взрослых.
21 января был проведен траурный торжественный вечер, посвященный памяти В.И. Ленина, в программу которого входила одноактная пьеса Глебова «Царство бесправия». И большой концерт, где любители выступали в пении, художественном чтении и игрой на скрипке.
23 февраля был поставлен спектакль, в программе которого были следующие пьесы: «Наша девушка», «Разведчик».
К 8 марта был подготовлен спектакль «Русская девушка», автор Суходольский, сцена из спектакля А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь».
Коллектив приобрел вкус и стал более чуток к показу классики, которая вначале была чужда.
Всего прошло 14 спектаклей.
Кроме того, мною проведены вечера на тему Отечественной войны, в программу которых входили художественные чтения, советские песни «Зоя» и «Маргарита Алигер», монолог Гали (пьеса «Русская девушка»), «Хористка» – Чехова.
Обслужено много колхозов Николаевского с/совета, колхозов Павловского с/совета.
Присутствовало 800 человек. Имеются благодарственные отзывы со стороны колхозной массы.
В апреле обслужен Подомский колхоз Ильинского с/ совета целевым спектаклем.
Подобные культурные вечера обычно заканчивались массовыми танцами под гармонь.
Худ. руководитель
артистка
Е.А. Оранская».
Тут же в папке я обнаружила еще один подшитый отчет:
«20 марта состоялся спектакль по новой программе «Русская девушка», автор Добружанский. Драматический этюд из пьесы Чехова «Хороший конец».
10 мая был подготовлен спектакль по новой программе «Булавочный укол», автор Доли, «Соблазн», автор Раймонд. Сцена из спектакля «Бесприданница», А.Н. Островского. Сцена из пьесы «Не было ни гроша...», А.Н. Островского.
Спектакль повторен 2 раза: и для школы, и для взрослых. Присутствовало около 5 тысяч человек на всех спектаклях.
Спектакли принимаются аудиторией живо, с большим вниманием и смотрятся с неослабевающим интересом.
Довожу до вашего сведения, что, будучи профессиональной драматической актрисой, проходила свое театральное образование в Александрийском Ленинградском театре.
Я впервые работаю с самодеятельностью. Констатирую факт, что за два года моей беспрерывной работы зритель Вилегодского района культурно вырос.
1944 год».
К сожалению, не сохранились приказы ни о приеме на работу, ни об увольнении Оранской. Но, судя по ее записям, Елена Аркадьевна работала на Виледи в 1943 и в 1944 годах. А тот факт, что она из Ленинграда, дает право предположить, что была оттуда эвакуирована. Жила на Виледи и работала в Райклубе до снятия блокады Ленинграда.
Сохранился еще один документ, который свидетельствует о том, что она привнесла немало нового в культурную и финансовую жизнь Райклуба. Об этом говорит очередной документ.
«ДОГОВОР
Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны – зав. Райклубом Зубина Анна Егоровна и с другой стороны – артистка Оранская Елена Андреевна составили следующий договор:
1. Я, т.е. Зубина Анна Егоровна зав.Райклубом, обязуюсь при постановке концерта или спектакля труппой руководителя Е.А.Оранской предоставлять помещение клуба с полным обслуживанием. За эксплуатацию клуба получаю оплату 10%.
2. В случае, когда спектакль или концерт идет по линии Райклуба силами самодеятельности с участием в спектакле артистки Е.А. Оранской, оплата за выступление производится по договоренности.
3. Художественный руководитель труппы Оранская Е.А. обязана ставить в известность зав.Райклубом тов. Зубину за три дня до постановки концерта или спектакля о подготовке помещения.
5. Артистка Оранская надевая в спектаклях свои личные костюмы, платья, обувь и т.д. должна получать амортизацию по спектаклю.
6. Обязуюсь ходатайствовать как директор клуба о творческой командировке худ.рук. Е.А. Оранской в г.Архангельск для освещения работы клуба и для приобретения репертуара.
7. Худ. руководитель Е.А. Оранская предлагает дирекции в лице т.Зубиной шире и энергичнее развернуть работу вокруг спектакля, заняться более усовершенствованной рекламой, чтобы избежать срывов спектаклей.
Худ. руководитель
Е.А. Оранская.
Заверяю Ф. Дурягина.
13/6.1944 года».
Конечно, нам, живущим в XXI веке, трудно уже представить тот далекий 1944 год, живущих по закону военного времени земляков, которые работали на полях и фермах района не покладая рук и интеллигентную артистку из города Ленинграда, перед которой ставились не простые задачи. Она должна была мобилизовать самодеятельность на организацию концертов. А ведь членами этой самодеятельности были те самые люди, которые работали во имя победы, не считаясь со временем.
Электричества в то время не было. Райклуб располагался в здании церкви на втором этаже, где всегда было холодно, репетировали при керосинках. Концерты и спектакли проходили при керосиновых лампах. Вот на маленьком тетрадном листочке сохранилась программа одного из концертов.
«Программа концерта на 20 марта 1944 года.
«Русская девушка» – драматический этюд в 1 акте, автор Добрусинский.
«Однажды ночью» – автор Баранов.
«Хороший конец» – инсценировка по А.П. Чехову.
Гимн Советского Союза исполняет женский хор под руководством артистки Е.А. Оранской.
«Мама» – исполняет Тамара Носкова.
«Он уехал» (романс) – исполняет Н.П. Мамонтова.
Соло на скрипке «Рябинушка» – исполняет Дуся Эхрола.
Украинский танец – исп. Тамара Носкова.
Худ. руководитель
артистка
Е.А.Оранская».
Судя по незнакомым фамилиям участников концерта, мы можем предположить, что в большинстве своем участниками художественной самодеятельности во время войны были эвакуированные ленинградцы и жители Ленинградской области.
В этой же папке лежал еще один, потемневший от времени, листочек. На нем чернилами была написана заметка в газету «Стахановец льноводства», под названием «Честь артистам колхозного театра». К сожалению, фамилия автора стерлась от времени.
«На селе большую художественную работу должны вести драмкружки при избах-читальнях, клубах и школах.
Своей художественной самодеятельностью на сегодня в нашем районе отличается Ильинский драматический кружок при Рай.клубе, который возглавляет тов. Оранская Е.А.
В марте при клубе был вечер, посвященный выпуску Гимна Советского Союза. После доклада, хор девушек-любителей хорошо исполнил гимн.
В пьесе «Русская девушка» замечательно выполнила роль девушки тов.Оранская, в другой пьесе роль немецкого офицера хорошо выполнил тов.Ящук.
Тов.Мамонтова приняла бурные аплодисменты за исполнение песни «Он уехал».
Многие артисты Ильинского клуба, такие, как тов. Оранская, Колосова, Ящук, Гомзяков, Воронцов награждены похвальными грамотами за активное участие.
Вместимость зала в Райклубе была 250 человек, и, судя по отчетным цифрам, зал всегда был полон».
После освобождения Ленинграда Оранская уехала, хотя в планах работы Райклуба на июль-сентябрь 1944 года ее фамилия еще значится. В августе 1944 года Оранская должна была провести семинар руководителей сельских драматических кружков для инструктирования по художественной работе на селе. Это был последний документ, где значилась ее фамилия. После ее отъезда несколько месяцев с драматическим коллективом работала вилежанка Евдокия Андреевна Колосова, тоже жившая в Ильинске, эвакуировавшись из Ленинграда в 1942 году. Участница труппы Оранской, она имела хоть и маленький, но опыт работы с театральным коллективом. Фамилия Колосовой значится в одном из отчетов Елены Аркадьевны.
И то, что после отъезда Оранской театральный коллектив продолжил свою работу, говорит план работы на июнь 1945 года. «Поставить: детский спектакль «Кондор»; «Дочь русского актера» (старинный водевиль); сцену из «Грозы» А.Н. Островского – свидание Катерины и Бориса; «Лена из далекой дубравы» – Новикова.
Худ.руководитель
Колосова.
Директор Райклуба
А. Зубина».
С 1 октября 1945 года к работе с драматическим коллективом приступила Фаина Павловна Бебякина, а это уже другая целая веха из истории театра…
 


Тамара БЕБЯКИНА
Документы предоставлены архивным отделом администрации МО «Вилегодский район»
 

Рисунок Лизы БЕБЯКИНОЙ

Комментарии (0)