Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Культура и искусство Запомнилась такая его черта, как человечность
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Запомнилась такая его черта, как человечность

22 февраля 2014 года
Запомнилась такая его черта,   как человечность

29 января для Ильинского народного театра – памятная дата. Именно в этот день был подписан документ о присвоении театру звания «Народный». Руководил в то время театральным коллективом Василий Федорович Филипьев. Он же был и директором районного Дома культуры (в те годы он именно так и именовался). В главное дело своей жизни – культуру – Василий Федорович пришел не сразу. Впрочем, все по порядку!

Окончив в 1948 году семилетнюю школу сельской молодежи, поступает в железнодорожное училище в городе Микуне. После учебы получает профессию помощника машиниста и в июле 1950 года зачисляется кочегаром в шестое паровозное депо в поселке Ижма (Коми Республика). Работы он не боялся никогда.
Ему было 12 лет, когда началась война. Как старшему в семье, Василию пришлось очень много работать. Пятнадцатилетним пареньком управлялся с лошадью, как взрослый мужчина. Приходилось на станцию Виледь (Шобью) возить сельхозналог. А это 40 километров туда и 40 – обратно, в любое время года, в любую погоду.
В Ижме работал с большим старанием и через год пошел на повышение – был назначен помощником машиниста. Водил поезда по Печорской железной дороге. Там же знакомится с девушкой Анной, которая приехала на Север по распределению из Тверской области после окончания медицинского училища. Она работала в родильном доме акушеркой.
Полюбили друг друга с первого взгляда и в 1951 году расписались. Молодым дали маленькую комнатку в бараке. В 1952 году родился первенец – Борис. Задумался тут глава семейства: мол, зачем ютиться в бараке, когда дома, в деревне Роженец, стоит большой родительский дом, в котором живет одна мама – Афанасия Капитоновна. Отец – Федор Дмитриевич – в 1943 году пропал без вести на фронте. Да и за мать сердце болело: как она там одна? Ну и ребенку в деревне, конечно, было бы лучше. Вот так в марте 1953 года Василий Федорович с семьей возвращается на родину.
Как вспоминает его дочь, Лидия Васильевна Федяева, он «…не боялся никакой работы!» Начинал в колхозе работать на пилораме, затем – бухгалтером (в 1962 году оканчивает бухгалтерские курсы). После курсов занимал должность начальника участка.
В июне 1964 года ему предлагают стать заведующим Подомским сельским клубом. Он соглашается и приступает к работе, поступив заочно в Ленинградский народный университет имени Н.К. Крупской на театральное отделение.
Конечно, сразу понял, что нужна практическая работа с театральным коллективом. А драматический кружок, состоявший из сельской интеллигенции, много лет вела Фаина Павловна Бебякина. Это было ее детище! Но Фаина Павловна уступила режиссерские бразды Василию Федоровичу и оставалась активной участницей его постановок.
В 1964 году В.Ф. Филипьев поставил первый самостоятельный спектакль по пьесе Володарского «Ландыши». Как вспоминает Елена Александровна Незговорова, которая пришла работать почти одновременно с Василием Федоровичем, Фаина Павловна только попросила его об одном: мол, чтобы хоть раз в год он давал ей возможность поработать с коллективом – «душу отвести».
В 1967 году Филипьев назначен директором районного Дома культуры и одновременно режиссером драматического коллектива. Конечно, совмещать эти две ответственные должности было сложно. Как директор – он был на своем месте. Требовал соблюдения дисциплины от коллектива, потому что сам был очень дисциплинирован, собран. Всегда знал, что в настоящий момент нужно сделать для дальнейшей четкой и хорошей работы Дома культуры. Одним словом, был таким хозяйственником, которых еще поискать надо было.
Вот что вспоминает Ольга Дмитриевна Новикова, работавшая с Василием Федоровичем: «Он настолько был ответственным за то учреждение, которое возглавлял! Простой пример: если вдруг зимой ночью ударит морозец, то он тотчас же шел в Дом культуры сливать из батарей воду, чтобы они не перемерзли. Все контролировал по несколько ночей подряд!»
В то же время работа в театре, можно сказать, бурлила. По две постановки в год выходило регулярно. Им были поставлены такие спектакли, как «Платон Кречет», «Барабанщица», «Синие росы», «Сосна-красна».
Театр неоднократно выезжал на областные конкурсы, получал дипломы второй и третьей степеней. К 1969 году коллектив работает почти уже 30 лет. Коллегией Министерства культуры РФ ему присваивается звание «Народный». А это для самодеятельного коллектива и его актеров – высокая оценка. И, конечно, большая честь! Василий Федорович заказывает в Москву даже значки с надписью «Ильинский народный театр». Эскизы разработал Юз Александрович Новиков. В этом же году театр участвует в областном конкурсе уже как народный театр и за спектакль «Жизнь в тени» получает диплом третьей степени.
После присвоения звания «народный» его нужно было ежегодно подтверждать, так что ответственность удвоилась. Как вспоминает дочь Василия Федоровича Лидия Васильевна, ее мама Анна Петровна, тоже играла в нескольких спектаклях.
– Помню, ставили они «Солдатскую вдову». Героиню, которую играла мама, сажают в тюрьму. А я сидела в зале и настолько верила в происходящее на сцене, что заплакала навзрыд. Меня и спрашивают: «Ты чего, Лидочка, плачешь?» А я-то просто подумала: если маму посадят в тюрьму, то она больше и домой не придет.
А вот что рассказал Леонид Николаевич Елезов, участник художественной самодеятельности:
«Я, конечно, больше участвовал в концертах как солист, музыкант. Но не отказывал Фаине Павловне и Василию Федоровичу, если они просили сыграть в спектакле какую-нибудь роль. Помню, как тщательно Василий Федорович работал над спектаклем. У него был заведен альбом, где он делал в эскизах наброски будущего спектакля. Очень тесно они работали с художником Юзом Александровичем. Сам гримировал актеров, всегда делал выразительными брови, глаза.
Однажды мне пришлось играть роль сектанта. Василий Федорович много работал со мной, ну и я сыграл так, как он требовал. Наверное, очень убедительно, потому как после этого мне вдруг стали ходить письма… от местных сектантов. Там говорилось, что они поддерживают меня в моих взглядах, и если что, то они всегда рядом.
И еще хочу сказать, пока Филипьев работал, дисциплина в театре и в Доме культуры была – железная!»
В 1976 году Василий Федорович получил, пожалуй, самую высокую награду в его жизни – орден «Знак почета». Но, стало вдруг подводить здоровье. Совмещать должность директора и режиссера народного театра давалось все сложнее. И он сделал выбор: остался лишь директором.
Бывшая коллега Филипьева – Валентина Леонидовна Мелехина – вспоминает:
«Когда я приступила к работе в Доме культуры, Василий Федорович уже театром не руководил. Да, он был хорошим руководителем, очень ответственным. Этого требовал и от своих сотрудников. Порядочный человек, прекрасный семьянин. Хорошо запомнила такой случай. Забегает к нам в кабинет костюмер и говорит: «Девки, кому что надо, идите просите! Добрый сейчас директор наш!» Оказывается, когда Василий Федорович шел в костюмерную и начинал перебирать костюмы, то настроение его поднималось, лицо светлело. В тот момент с ним можно было решить любой вопрос моментально. Видимо, он все же очень скучал по театру».
По словам хореографа Татьяны Ивановны Моховой, Василий Федорович был очень хорошим хозяйственником! Но ей особенно запомнилась такая его черта, как человечность: «У него у самого было трое детей. А я поступила работать сюда сразу после окончания культпросвет училища. Молодая, погулять хочется. Бывало, после танцев с девчонками до утра проходим, а когда на работу нужно было вставать, спать очень хотелось. И я между репетициями в костюмерной прилягу. Сон наступал мгновенно. Однажды он пошел что-то искать в костюмерную и обнаружил спящего молодого хореографа. Так потом на цыпочках вышел и всем сказал: «Тише, не будите ее, пусть поспит, до репетиции еще пятнадцать минут!»
Аркадий Прокопьевич Елезов, художник: «Я Василию Федоровичу обязан переездом из Коряжмы на Виледь. После школы учился в поселке Ломоносово Холмогорского района в художественном училище на отделении «Резьба по кости». Потом приехал в Коряжму, женился. В то время в Доме культуры художником трудился Юз Александрович Новиков. Он потом перешел в колхоз имени Ленина. Сколько-то там работал Михаил Дураков. И вот в один прекрасный момент Дом культуры остался без художника. А театру без этого специалиста просто нельзя! Василий Федорович очень дружил с моим братом Николаем Прокопьевичем, так они и уговорили меня с семьей переехать на Виледь. Пусть были первоначально трудности с получением квартиры (через какое-то время жене дали ее от МСО), но я никогда не жалел, что переехал. Очень уважал Василия Федоровича. Как говорится, с таким директором сто лет бы работал! Во всех финансовых вопросах разбирался! В его кабинете на столе лежали счеты, так он еще до бухгалтеров сделает свои расчеты, прикинет. При нем в Доме культуры был специальный счет, а, значит, он всегда мог поощрить за внеплановую работу. Про него можно сказать: настоящий вилегодский мужик, хозяйственник, умница, умеющий работать и уважать чужой труд. И что важно: во всем любил порядок!»
В 1985 году Василий Федорович принимает решение перейти в пожарную часть. Его избирают председателем президиума районного совета ВДПО. Но, уйдя из культуры, он, видимо, сердце свое оставил там. Потому как очень переживал за все. Поэтому Филипьева все вспоминают как человека, оставившего свой яркий след на земле!


Тамара БЕБЯКИНА, режиссер Ильинского народного театра
Фото из архива Л.В. Федяевой
 

Комментарии (0)