55 лет вместе, рядышком…
Дом, куда я держала путь, стоял самым последним. Дорога закончилась. Прямо передо мной вырос пригорок, поросший травой, припорошенный снегом, а направо – потемневшая от времени, большая деревенская изба.
Живут в этом удаленном от суеты и шума местечке супруги Александр Николаевич и Антонина Ивановна Кучины. Вместе, рядышком друг с другом они вот уже 55 лет. 10 ноября у них изумрудная свадьба. Многое при нашей встрече вспомнили, и, конечно, то событие, которое объединило на все эти годы. Рассказывали поочередно.
…Я жила с родителями в Шеломянке, глухой дальней деревне на берегу реки Великая Охта. Стояло там всего пять изб. Свое хозяйство держали. В колхозе рожь, овес, ячмень, горох выращивали. Я помогала матери косить, а вот снопы из ржи, стыдно признаться, вязать не умела. От Шеломянки до Скотного было семь километров, а до Нарчуги – 15. Ходили пешком. Лес рубили. Саша был десятником, а я сучки обрубала. Так с ним в лесной делянке и познакомились.
…Ночью, глубокой осенью с Веней Мильковым по лесной тропке, меж пеньев да кореньев пробирались в Шеломянку. Ходили сватом. С невестой у нас уже заранее договоренность была. Когда пришли, родители спрашивают: «Какую дочку выбираешь, у нас их трое?» «Среднюю», – говорю, – Антонину». Получив родительское согласие, сели за стол, выпили бутылочку и той же ночью в обратный путь пустились.
…Мой отец Тоню знал, а матери показал ее только тогда, когда пришли в Слободу регистрировать наш брак – 10 ноября. Было мне тогда 20 годков. Тоня на два года была постарше.
…Как только начал строиться Фоминск, переехали туда из Скотного. Дали нам жилье. Я всему учился, все хотел знать и уметь, каких только корочек у меня не было. Шоферил, механиком был, кузнецом, сварщиком.
…Отец у нас рано умер, в 1958 году. Одной матери на старости лет тяжело было. В Фоминск она не поехала и стала к себе в деревню звать. В 1981 году мы к ней и сорвались. Не успел я до Слободы доехать, опять на работу зовут. Устроился сварщиком. Шоферить больше не захотел.
…Всю жизнь жили со своим хозяйством. Мне уже 75, а корову всего лишь три года, как не держим. Летом дети, внуки приезжают, с сенокосом они нам всегда помогали, за коровой в поскотину бегали. Всех в труде воспитывали, от дурного оберегали.
По воспоминаниям старшей дочки Валентины, отца в Николаевске прозвали «сварной», видимо из-за профессии. Руки у него золотые, поэтому, всё в жизни он старался сделать сам – и косу, и грабли, и зобню сплетёт, и ножи выкует, тапки смастерит, валенки ушьёт. Иголку в руки возьмёт – шапку и рукавицы сошьёт. Фабричные вещи запросто на свой лад переделает. И сейчас, когда слабое здоровье и плохое зрение не позволяют что-либо мастерить, по привычке сидеть без дела не может. Отдыхать не умеет. А вот по лесу пройтись – с удовольствием. Раньше занимался охотой, рыбалкой. Теперь в лес ради прогулки ходит. Придет уставший, глаза блестят, на душе – радость. Природа его видно заряжает, энергию дает.
– Мама тоже великая труженица, – рассказывает Валентина Александровна. – Когда держали хозяйство, а папа ещё работал, никогда его не дожидалась. За всё бралась сама, даже сено в зароды метала. Ни тот, ни другой никогда не жалуются нам на свое здоровье, никогда не просят о помощи. Чтобы не расстраивать детей, просто не говорят о своих проблемах. Секрет их такой долгой совместной жизни – это умение слушать и услышать друг друга. Если порой отец бывает взрывной, то мать старается все разрешить спокойно. При этом она приговаривает: «Давай, Саша, тихонько, всё ладно будет». Всю домашнюю работу всегда делают сообща. Никогда надолго не оставляли друг друга. Как-то папа приехал к нам всего лишь дня на три. У всех отгостил быстро и стал требовать, чтобы его срочно отправили домой, приговаривая: “Как же там у меня Антонина-то одна”. Вот так – бок о бок, тихонько да ладом…
Александр Николаевич и Антонина Ивановна вырастили троих детей, дали им образование. В настоящее время у них уже шестеро внуков и трое правнуков. Гены трудолюбия, рвения к учебе сказались на каждом из них. Валентина после окончания педагогического института живет с семьей в Архангельске, работает воспитателем в детском саду и очень любит свою работу, маленьких воспитанников. Более 30 лет на одном месте, о другой профессии даже не задумывалась. Сын Николай, закончив АЛТИ, стал инженером-механиком, живет в Коряжме, последние перед пенсией годы работал на ЦБК. Дочь Татьяна трудилась в органах МВД, сейчас на пенсии, живет в областном центре.
Коротко скажу и о их замечательных внуках. Два Алексея – прирожденные автомеханики, работают в автосервисе, один из них даже восстанавливает раритетные автомобили. Надежда после окончания АЛТИ устроилась на Архангельский ЦБК. Настя – экономист, по словам Валентины, человек очень целеустремленный. Евгения, получив три высших образования, сейчас помощник прокурора в одном из районных центров области. Илья (на фото в центре) пошел в науку. После окончания исторического факультета педагогического университета одно время работал экскурсоводом на Соловках, сейчас преподает в САФУ на гуманитарном факультете.
А дедушка с бабушкой живут вдвоем в своем домике, радуются успехам внучат, и не представляют себе жизни друг без друга. Словно о них придуманы слова из песни:
…Дедушка без бабушки, бабушка без дедушки,
Как чаек без сахара и как борщ без хлебушка…
Зоя ГОМЗЯКОВА
Фото из семейного архива Кучиных
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы
Спасибо огромное.