Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество «Чего только ни делали мои рученьки: и стога метала, и дома строила»
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

«Чего только ни делали мои рученьки: и стога метала, и дома строила»

21 марта 2015 года
«Чего только ни делали   мои рученьки:   и стога метала, и дома строила»

Александра Леонтьевна Шенина принадлежит к поколению людей, на себе познавших всю тяжесть военных и послевоенных лет. Хорошо помнит то нелегкое время.

«Когда отец пошел на войну, нас у мамы пятеро осталось, а всего было восьмеро. На войну ушли отец и два моих брата. Старший, Василий, 1924-го года рождения, погиб в боях на Курско-Орловской дуге в 1943 году. Были у него на могилке в 1984 году, а до этого долго разыскивали ее. – рассказывает Александра Леонтьевна. – Младший, Николай, 1927 года рождения, ушел на войну уже в самом ее конце. Воевал на Дальнем Востоке с японцами; на Украине – с бандеровцами. С войны пришел живой, правда, служить ему пришлось семь лет».
Александра Леонтьевна помнит начало войны, как сейчас: «В тот день забирали троих парней из Селян, провожали с гармошкой. До сих пор помню, как они все втроем шли по улице, в каких рубашках, какие песни пели: «Последни часики живем на родной стороне. Последню ночку ночевали во своей родной семье. Подхожу к родному дому – дом невесело стоит, а моя котомочка на лавочке стоит».
Самой Александре Леонтьевне в то лихое время также пришлось нелегко: работали наравне со взрослыми, а было ей всего 12 годиков. «Я рослая была, сильная – вспоминает женщина – четыре класса закончила, а больше мамушка и не отпустила. Эка-то семья была – надо было помогать маме-то; она телят кормила. Ферма была в деревне Кондаковы, а за молоком для них в другую деревню бегать надо было – на Борок, за три километра. Ведра были деревянные, вперед несу на коромысле и обратно на нем же. Из одной деревни в другую и телят новорожденных на руках носила. Хватило лиха, как и всем в ту нелегкую пору».
Помнит, как пришла весть о Победе: «Бежит по деревне учительница и кричит: «Война кончилась!» Мамушка пала и заревела от радости и горя, сын-то погиб! Жизнь потихоньку стала налаживаться. Мы шибко не голодали. Нас много было, дак карточки давали на всех. Картошки посадить всегда старались много».
В 1950 году Александра выучилась на тракториста. «А куда денешься? – говорит. – Отец, Леонтий Федосеевич, до войны был председателем колхоза «Красное знамя», на свое место и вернулся. Строгим был. Попробуй, кто дома останься да не выйди на работу – достанется всем».
Александра Леонтьенва вспоминает такие случаи про своего отца: «Однажды нужно было идти в лес за конями. Посылают одного старика, а он говорит: «Тропников (так многие отца тогда называли), я не пойду «за конима» – обуть нечего. А мамушка в это время надевала уледи, Васенькины. «Отдай ему уледи» – скомандовал отец. Мать в слезы: «У меня от сына только уледи одни остались, да я еще отдам их кому-то?!» Он подскакивает к ней и вытаскивает их. А у стены стояла кадка, а в ней лопатка деревянная. Брат Ленечка (будущий директор Вилегодского лесхоза Леонтий Леонтьевич, был седьмым ребенком в семье – Т.Б.) – еще в школу не ходил – как соскочил с печки-то, лопатку из кадки выхватил да отца-то ей по голове! Тот оглянулся на мать и... убежал в контору. Народ в конторе потом рассказывает: мол, прибежал и говорит: «Вот так вот – уж седьмой-от меня сегодня «бзданул». А еще был случай: раз повезли на мельницу зерно молоть, нагрузили полную телегу. И застряли сани «выше переду». Брат Василий лошадь выпряг и сам застрявшие сани вытащил. Отец, глядя на это, потом рассказывал, что задумался: а ежели он эту силу-то и на меня применит? Но, хоть и крут был, и многим доставалось, руку на него никто из детей не поднимал. Не то, что боялись, а просто уважали – тятя есть тятя. Отец был очень хорошим хозяйственником. После войны быстро поднял колхоз «на ноги».
«И со мной всякое приключалось, – продолжает Александра Леонтьевна. – Как-то посевная затянулась. Меня вместе с трактором надо было переправить через реку. Прицепили веревку к кабине, да немножко не рассчитали, трос лопнул, и оказалась я в воде. А весной холодно, и лес несет: страшно было» (Александра Леонтьевна восемь лет проработала на тракторе в Вилегодской МТС. О ней есть упоминание в книге Михаила Ногтева «Агросервис»Вилегодское» – Т.Б.). Потом в леспромхозе трудилась, сначала сучкорубом, затем кочегаром. «Чего только ни делали мои рученьки: и стога метала, и дома строила», – вздыхает она. – В деревне Кондаковы дом поднимала наравне с мужиками, не боялась тяжестей.»
В 1958-м году вышла Александра замуж, через два года родился сын Вася (назвали в честь погибшего на войне брата, Василия Леонтьевича). Еще через год – дочь Валентина.
«С мужем-то как познакомилась? – смеется, вспоминая – Сказали: «Ох, какой парень!», а мне чего-то сразу не поглянулся. Но через неделю после того, как впервые его увидела, сваты приехали. Поженились, но прожили недолго, 10 годков: пил он да гулял. Хоть одна ребят поднимала, не жалела, что разошлись. Братья помогали, дружно жили. Держали общее хозяйство. Как детоньки подросли, да помогать стали, мы потом отдельно корову завели. Рядом сестра жила, с тремя детьми, ей еще помогала. Сестер и братьев всегда привечала».
Девятый год живет Александра Леонтьевна у дочери Валентины. «Корову забрала, когда маме было уже 74 года, – рассказывает Валентина Григорьевна. – А без работы мама не может: и вяжет, и плетет. Раньше половики ткала: даже в Москву, на Всероссийский смотр художественного творчества возили их в 1985 году. Была лауреатом различных конкурсов, участвовала в областной выставке самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Из «мусорных» пакетов различной расцветки навязано ею много ковриков. Дочка у племянницы живет в Турции, так та даже с собой увезла: такого, говорит, там не видали».
На сегодня в живых у Александры Леонтьевны остался один брат, – Александр Леонтьевич. Всю жизнь был военным, дослужился до полковника, объехал всю Россию, жил на Украине, сейчас – в Вычегодском.
Жизнь прожита нелегкая, но не помнит женщина, чтобы когда-то сильно в чем-то нуждались: и от голода, и от мрачных мыслей спасала работа. У Александры Леонтьевны четыре внучки и внук Ленечка. Летом приезжают многочисленные родственники, и дом наполняется веселым шумом.


Татьяна БЛИНОВА
Фото Екатерины Байбородиной
(90-е годы)

Комментарии (0)