Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Что же будет с Родиной и с нами?
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Что же будет с Родиной и с нами?

26 августа 2014 года
Что же будет   с Родиной и с нами?

В ответ на экономические санкции Запада президент России Владимир Путин издал указ об ограничении импорта продовольствия из Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Эти меры приветствуются большинством населения. Все вдруг заговорили о том, что наконец-то отечественным сельхозпроизводителям отдан приоритет в обеспечении страны продуктами питания.

«Уверен, что ответные экономические меры в сторону Запада помогут российским производителям молока и мясной продукции, в том числе и в Архангельской области, беспрепятственно реализовывать свои товары на российском рынке, увеличивая объемы производства, – считает, например, депутат областного Собрания, член комитета по аграрной политике, рыболовству и торговле Алексей Макаров (фракция «Единая Россия»). – Но самое важное, российский потребитель получит широкий доступ к качественному товару из регионов России» (цитируется по информации, вывешенной на сайте областного Собрания).
Честно говоря, не понятно, на чем основывается столь безудержный оптимизм. Создается впечатление, что продукция местных хозяйств была слабо представлена на рынке только из-за импорта, и сейчас, когда его не будет, они покажут, на что способны. Но так ли это? С таким вопросом мы обратились к руководителям некоторых сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК).
– Думаю, в теперешнем состоянии, до какого доведено сельское хозяйство, местный сельхозпроизводитель не сможет заместить импорт своей продукцией в полном объеме, – сказала и.о. председателя СПК «Быково» Галина Федяева. – Хотя сужу по своему хозяйству. Не знаю, как в других районах и областях. Может, там сельское хозяйство хорошо развито.
– Вы на чем специализируетесь?
– В основном на производстве молока.
– Оно рентабельно? Сводите концы с концами?
– Кое-как выживаем.
– Куда поставляете молоко?
– Возим на Красноборский молокозавод. Но это далеко, очень невыгодно. Еще у нас МУП «Бирюса» покупает для обеспечения закрытых учреждений Коряжмы. И напрямую продаем на улицах населению.
– Молокозавод берет молоко по какой цене?
– По 17 с половиной рублей за литр.
– Это нормально или вам в убыток?
– Маловато, можно и подороже, потому что очень далеко везти.
– Но если вдруг на самом деле государство поставит задачу, чтобы российский сельхозпроизводитель обеспечивал страну продовольствием, то какая помощь вам требуется, чтобы встать на ноги и наращивать производство?
– Если не обратят внимания на сельское хозяйство, если не будет помощи, то очень трудно, если вообще возможно, восстановить сельхозпроизводство. Мы вынуждены пойти на сокращение поголовья из-за того, что работать некому. Зарплата не устраивает. Люди встают на учет по безработице, лишь бы не идти работать в СПК. Сельское хозяйство развалено. В Вилегодском районе пока СПК «Никольск» более-менее уверенно стоит на ногах, остальные с трудом выживают.
– В данный момент государство как-то помогает?
– Дотации на молоко выделяются из областного и федерального бюджета. Но, чтобы их получить, нужно выполнить столько требований… Нам из федерального бюджета деньги не дают, только из областного. Брали кредит на условиях, что часть процентной ставки будет погашена за счет бюджета. Все документы подготовили, но министерство агропромышленного комплекса области стопорит нам возврат процентов. Короче, с этой помощью всё какие-то заморочки.
– За свой счет вы не в состоянии обновить технику, закупить сильные корма?
– Немножко что-то удается приобрести.
– Какие-то перспективы есть у вашего хозяйства?
– Пытаемся удержаться на плаву. Не хотелось бы совсем развалиться, потому что многие наши работники еще не достигли пенсионного возраста. И если СПК закроется, им негде будет зарабатывать на жизнь. За 10 километров в Ильинске устраиваться? Но без образования где найдешь работу?
– Галина Витальевна, скажите, что означает приставка «и.о.»?
– Я зоотехник и вынуждена исполнять обязанности председателя, потому что никто не рвется на эту должность. Мне тоже, наверное, пора бросать. Я уже на пенсии.

Несколько более уверен в завтрашнем дне председатель СПК «Никольск» Дмитрий Бровин. Хозяйство специализируется на производстве молока и мяса. Но основное направление – молочное.
«Наша продукция востребована и полностью реализуется», – говорит Бровин. Готово ли хозяйство к импортозамещению?
«Не одним днем это все решается, – заметил Дмитрий Николаевич. – Необходимо наращивать производство, то есть нужно расширять кормовую базу, обновлять техническое оснащение, увеличивать поголовье и продуктивность скота и так далее. Если всё это будет, тогда почему нет?».
Но, по словам председателя, такую программу невозможно выполнить, опираясь исключительно на свои силы, поскольку доходы хозяйства от реализации продукции лишь покрывают затраты. Денег на развитие почти не остается. И, соответственно, нужна помощь государства.
Бывший директор соседнего с районом ОАО «Коряжемский» Олег Лещенко указ президента об ограничении импорта продовольствия поддерживает целиком и полностью.
– Давно надо это было сделать, – убежден он. – Нищенское существование селян связано с тем, что не уделялось внимания сельскому хозяйству, которое вправе и способно кормить страну. Но, к сожалению, время упущено. Надо восстановить базу сельхозпредприятий, которая еще не распродана и не разрушена доконца. Но многое зависит от того, кто стоит во главе хозяйств.
Я, например, не усматриваю хороших перспектив для «Коряжемского», которое перешло в частные руки.
Повторюсь, очень важно, кто стоит у руля предприятия. Если это действительно любящие и знающие сельское хозяйство люди, которые хотят работать, развиваться, расширяться и страну кормить, как, например, в СПК «Никольский», «Курцево», тогда надежды, связанные с указом президента оправдаются. При условии, что государство будет помогать. Иначе – просто полная утопия.
– Когда вы руководили «Коряжемским», в сложнейших условиях сумели сохранить производство. С вашей точки зрения, чего не хватало тогда и что нужно сделать сейчас государству, чтобы местные сельхозпроизводители чувствовали себя на высоте, давали конкурентоспособную по цене и качеству продукцию? От одного указа ведь ничего не изменится.
– Нужно создать на местах, в муниципальных образованиях, комиссии, которые способны адекватно оценить ситуацию в сельском хозяйстве в целом и на конкретных предприятиях. И обозначить, что нужно сделать для того, чтобы хозяйства развивались и производили необходимую государству продукцию. Безусловно, требуются финансовые вложения. И они должны быть целенаправленные, чтобы не было разворовывания. Нужна помощь государства в обновлении техники. Необходимы субсидии и дотации на сельхозпродукцию. Но, конечно, очень много потеряло государство от того, что загубило сельхозпредприятия. В Котласском районе, например, было 12 хозяйств, а остались «Курцево» и «Коряжемское». Думаю, сегодня нужно делать ставку на большие предприятия, такие, как «Курцево», как в Холмогорах, Вельске, которые имеют по 2 тысячи коров и способны наращивать продуктивность стада и объемы производства молока. А маленьким предприятиям нужно дать время на раскачку. Пускай сегодня мы что-то не доедим, но село надо возрождать.
Однако, по оценкам не ангажированных экспертов, последствия запрета на ввоз западной сельхозпродукции могут оказаться не столь радужными.
Очевидно, что отечественный производитель еще не готов к импортозамещению. Для этого потребуется не один год и огромные финансовые вложения. Но государство не сможет найти такие деньги. А для частного инвестора сельское хозяйство не привлекательно. Следовательно, придется ломать налаженные связи и искать поставщиков в тех странах, на которые эмбарго не распространяется. А это дополнительные издержки, которые неизбежно отразятся повышением потребительских цен. Что уже и происходит.
«На центральном рынке Архангельска поднялись цены на импортные продукты питания, – сообщает ИА REGNUM 14 августа. – Так, норвежская семга после введения в России запрета на ряд импортных продуктов, поднялась в цене в среднем на 10 процентов. И это, как говорят продавцы, не предел. Поставка, которую ожидают на днях, будет дороже «досанкционной» почти вдвое. Таким образом, килограмм семги на архангельском рынке можно будет купить не менее чем за 900 рублей. Отметим, что в данный момент семги отечественного производства на прилавках нет. Цены также поднялись на привозные фрукты (например, килограмм инжироперсиков стал дороже на 50 рублей)».
Такой поворот предчувствовало и руководство страны. Не случайно премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о контроле над ценами. По информации ИА REGNUM от 12 августа, губернатор Архангельской области Игорь Орлов поручил министерству АПК и торговли организовать мониторинг цен на фрукты, овощи и другую сельхозпродукцию. «Нужно взять на контроль ситуацию с ценами на продукты, особенно – в крупных торговых сетях, – сказал Орлов. – Нельзя допустить, чтобы из-за введения санкций повышались цены. Любое необоснованное повышение стоимости продовольствия должно становиться предметом самого строгого разбирательства. Поручаю довести это поручение до всех муниципалитетов».


Василий ДУРАКОВ
«ТК» от 22.08.2014

КФХ «Русь». Фото из архива «ЗТ»

Комментарии (0)