«Чтобы расписаться, шли пешком девять километров...»
У супругов Воронцовых – Виталия Андреевича и Марии Григорьевны – 27 апреля изумрудная свадьба – 55 лет совместной жизни. Живут они в Мухонской, в большом доме на пригорке. В начале нашей беседы попросила Виталия Андреевича рассказать о себе, о своей семье.
«Родился я в деревне Щербинская Вилегодского сельсовета, в простонародье Попова Гора. Детство было веселое, но наполовину голодное. Раньше как учили? Мама пошла на сенокос: в одной руке держит косу, а в другой меня и грабли. Еще грести сено не умели, а грабли уже волочили. Да оно, детство-то, у нашего поколения у всех было одинаковое. В семье было пятеро детей: три брата и две сестры. Я был самым младшим, родился в Ильин день, под копной. Так «заскребышем» и звали. После школы, мне еще и 16 лет не было, отправили учиться на тракториста в ФЗУ в Харитоново. Выучившись, работал трактористом в Сорове. Затем – армия, которая мне дала очень многое. Курс молодого бойца проходил в Кандалакше; около двух лет служил в танковых войсках в Германии. Потом направили в Сталинград, который в это время как раз восстанавливался. В общей сложности три года и четыре месяца отслужил. Застал время, когда меняли танк Т-34 на более совершенную «пятьдесятчетверку». Боеготовность в армии в то время была на уровне; спали, раздеваясь наполовину.
Ну вот, вернулся домой. А вскоре и женился. Жену свою, Марию Григорьевну, знал еще со школы».
– А как познакомились? – спрашиваю.
«В молодости меня дразнили «рыжим». И вот они, три подружки, всё меня называли «рыжиком», а мне было, понятное дело, обидно. Один раз решил проучить их – запер в школьном туалете на улице, потом жалко стало, побежал открывать, все ж зима была. С этого и других случаев началась наша дружба. «Хороводились» недолго».
«В Пасху начали дружить, а в Радужное посватался, – вступает в разговор Мария Григорьевна. – Было это в 1960 году. Расписываться надо было идти за девять километров, в Вилегодск. Жених в худеньких солдатских сапогах, невеста – в плюшевой жакетке. А погода была – дождь со снегом. Зашли в сельсовет – с обоих течет. Свадьбы не играли. Да и денег-то тогда не было, одни трудодни записывали. А на День Победы небольшой вечерок устроили. Так и жить начали. Сначала в бараке комнатку дали. Вместе и работали. Муж лес трелевал, а я сучки рубила».
Мария Григорьевна рано заболела ревматизмом, в 17 лет отнимались ноги. Кое-кто тогда говорил молодому, здоровому парню: мол, куда с такой больной? «Чего всех слушать-то? Свой умок надо иметь» – отвечал на это молодой муж и, как жизнь показала, оказался прав.
В 1962 году Воронцовы переехали в Фоминск. Там с жильем было лучше, поселок только строился. Виталий Андреевич получил права шофера. Через год родился сын, Андрей, а в 1965 – дочь, Валентина.
«Слава богу, прожили, двоих детей вырастили. Хоть и всякое в жизни было, но вот уже 55 лет вместе», – говорит Мария Григорьевна. «Да, как бы ни было, жизнь-то мы прожили хорошую. Дай бог всем так, – соглашается с ней муж.
Спрашиваю, в какие моменты было сложней всего. «После смерти сына, – не задумываясь, ответила Мария Григорьевна. – Вот тогда горе-то крепко по нам ударило. Сын Андрей был военным, служил в «горячих» точках: в Афганистане, Таджикистане, Чечне... Был ранен. Жил в Архангельске. Пять лет прошло, как нет Андрея с нами. Муж очень переживал его смерть... Его сын, наш внук, пошел по стопам отца – закончил это же самое училище и тоже стал военным. Живет в Санкт-Петербурге, женат, двое детей у него: Андрюша и Катенька».
…Видно, что эта трагедия до сих пор болью сидит в душах родителей.
У дочери Валентины тоже жизнь сложилась не сразу. После школы окончила институт культуры в Санкт-Петербурге. Работала в школе. Замуж вышла за военного. Моталась по гарнизонам. Но брак распался. Дети одно время учились в Ильинске и жили у деда с бабушкой.
Сейчас Валентина живет в Австрии, вышла замуж: в свое время по контракту стала работать там частным учителем. Каждый год они приезжают в Ильинск, чаще, конечно, летом.
Спрашиваю юбиляров, может, какой-то особый секрет совместного долгожительства знают?
«Самое главное, – сказал Виталий Андреевич, – чтобы сохранить мир в семье, нужно научиться находить компромисс в отношениях. Не стараться ответить, а лучше лишний раз промолчать. А если слово по слову, так можно все время ругаться. Моя теща, Екатерина Андреевна, бывало, скажет Марии: «Давай, девка, успокойся, не шуми», и всё – скандала нет. Раньше-то ведь к старшим прислушивались, не то, что теперь».
В этой семье без дела никогда не сидели. Долгое время держали корову, поросят, потом козочек. Да и сейчас планы на будущее имеются. А как иначе? Ведь жизнь-то продолжается…
Татьяна БЛИНОВА
Фото автора
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы