Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Чтобы в области не кончилась земля
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Чтобы в области не кончилась земля

10 августа 2013 года
Чтобы в области не кончилась земля

Общественная организация «Российское аграрное движение» бьет тревогу – с каждым годом в Архангельской области становится все больше земель, непригодных для ведения сельского хозяйства. «В нашем регионе почвы закисляются, и если мы сегодня не начнем что-то делать в этом направлении, то через год-два на пашнях не будет ничего, кроме дикой травы», – емко обрисовал положение экс-министр сельского хозяйства Поморья Владимир Михайлович Личный. В настоящее время Владимир Михайлович, к слову, кандидат экономических наук, является председателем правления этой организации. Как регион оказался в таком положении и как теперь исправлять ситуацию, он рассказал в интервью «Правде Севера».

– Владимир Михайлович, вот вы сказали, что земли, в которых не хватает извести, – кислые почвы – составляют сегодня 40 процентов площади Архангельской области. Откуда такие масштабы?
– Просто последние 20 лет никто в регионе улучшением плодородия почв не занимался, поэтому сегодня мы имеем то, что имеем. Чтобы эти земельные площади снова сделать пригодными, «раскислить» по-нашему, нужно вносить известь, чтобы поддерживать плодородность – удобрения. Чтобы закупить все это в необходимых количествах, нужны серьезные средства. И если органические удобрения мы еще кое-как вносим, то минеральные – практически нет. Поэтому, если вдруг случится чудо: придет инвестор и заявит: «Я хочу заниматься растениеводством в Каргополе», то из этой идеи ничего не выйдет.
Да он сам передумает, после того, как выяснит, что там за земля.
– А еще, даже на взгляд дилетанта, видно, сколько у нас заброшенных земель, где трава по пояс. Но ведь они когда-то давали урожай. Или это не такая большая проблема?
– Большая. В регионе 162 тысячи гектаров – из них мы обрабатываем только 105 тысяч. Понятно, что вокруг Архангельска ничего не вырастет, хоть ты что делай.
Но даже в южных районах разрабатывается только 50 процентов земель.
– Почему так происходит?
– Потому что не осталось крупных хозяйств, которые были бы в состоянии «поднять» такую площадь.
Мелким собственникам это не по карману. Смотрите сами. Чтобы ввести в оборот землю, нужны тракторы, топливо, наконец, деньги на зарплату. Это, не говоря о том, что поле нужно распахать, посеять зерновые культуры, закупить и внести «минералку». Мы подсчитали – на один гектар нужно в среднем затратить одну тысячу 800 рублей. А теперь представьте, что вам надо засеять 1000 гектаров! Умножаем и получаем один миллион 800 тысяч. Какое хозяйство в Архангельской области сегодня может себе позволить потратить такую сумму?
– Но говорят, что отдохнувшая земля хорошо родит и так...
– Если вы решились заняться восстановлением почвы, то в первый год вы с нее вообще ничего не получите.
И как вы, руководитель небольшого хозяйства, продержитесь этот год, когда вам зарплату работникам платить нечем? Так уж сложилось, что ни в одной стране Европы сельское хозяйство не развивается без помощи государства, и Россия здесь – не исключение. Поэтому ученый совет поручил мне через средства массовой информации обратиться к руководству области с тем, что необходимо принять программу или подпрограмму по повышению плодородия почв в Архангельской области.
– Что здесь можно сделать?
– Прежде всего нужно ежегодно направлять часть средств областного бюджета на восстановление почв. Еще в 2011 году мы разработали нормативные акты и вынесли их на заседание правительства Архангельской области. Речь о том, чтобы компенсировать затраты хотя бы 30-40 процентов тем хозяйствам, которые вводят в оборот сельхозземли. Согласно подсчетам, ежегодно должны вводиться в оборот минимум семь тысяч гектаров. Следующим шагом было бы восстановление комбикормовой промышленности. Идея о компенсации не нова – мы уже проводили подобный эксперимент в 2011 году. В Вельском, Каргопольском, Коношском, Устьянском и немножечко в Няндомском районах. Результаты были отличные, сделали вывод, что Архангельская область может спокойно обеспечивать себя зерном, которое пойдет на комбикорм.
К слову, такая практика компенсации существует в Псковской и Ленинградской областях, они возвращают до 10 процентов затрат хозяйствам, занимающимся восстановлением почв.
– И с чего, на ваш взгляд, следует начать, чтобы все это стало реальностью?
– Во-первых, подготовить нормативную базу. Очень важно увязать ее с федеральной программой, направленной на повышение плодородия почв. А такая программа существует. Следующий шаг – предусмотреть в региональном бюджете средства на компенсацию затрат на вовлечение в оборот земель – по нашим подсчетам, 14-15 миллионов рублей. Третий шаг – привлечь федеральные средства. Это возможно в том случае, если программа рассчитана на три-четыре года. И четвертый – научить местного сельхозпроизводителя грамотно составлять документацию, своевременно представлять отчеты о работе. Правда, эту программу нужно обосновать в минсельхозе, доказать, что она имеет право на жизнь в нашей области.
– Но, наверное, у каждого района свои проблемы. Видимо, прежде чем оказывать помощь или привлекать инвестиции, в них надо разобраться.
– Конечно. Поэтому необходимо, чтобы каждый район имел особый документ: я называю его инвестиционным паспортом.
В нем обязательно должны быть указаны сведения, во-первых, о наличии в районе земли, используемой и неиспользуемой, ее характеристика. Во-вторых, должна быть информация об инфраструктуре района, например, о состоянии железных дорог, представлены сведения о количестве людей, готовых работать в сельском хозяйстве. Тогда сразу станет понятно, по каким направлениям, в каком объеме и форме оказывать поддержку.
Кроме того, будет четкое представление о том, сколько нужно готовить кадров.
Проще станет и инвестору. Если он увидит, что есть такой инвестиционный паспорт, налажена взаимосвязь с государственными учреждениями, есть люди, готовые работать на земле, то он, конечно, останется. Хочу подчеркнуть, мы готовы помочь районам в составлении таких инвестиционных паспортов. Конечно, есть и объективные параметры, влияющие на производство, – климатические условия, удаленность районов, отсутствие дорог с твердым покрытием. Как раз эти проблемы должно взять под контроль государство.


Ирина ДАНИЛОВА.
Фото Виталия КРЕХАЛЕВА
 

Комментарии (0)