Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Доброе слово о человеке, что дождь в засуху
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Доброе слово о человеке, что дождь в засуху

5 февраля 2013 года
Доброе слово о человеке, что дождь в засуху

Геннадий Павлович Быков. Да кто его не знает в нашем селе! Думаю, что мало найдется таких. Знают и уважают его детей: сыновей – Николая, Павла, Михаила и дочь Татьяну.

Все по порядку. Завтра Геннадию Павловичу исполняется 85 лет. Солидный, как говорят в народе, возраст. Сам он тоже выглядит еще солидно, бойчится, храбрится, подбадривет себя вилегодским словцом. При разговоре с ним чувствовала себя родственной душой, он готов был рассказывать о своем житье-бытье сколько угодно. Мне же было интересно и поучительно.


Запомнила его и жену Валентину, веселую, жизнерадостную красавицу, когда они приезжали с Лекважа на Мишину Гору по праздникам. Я была тогда совсем маленькой. Надо заметить, очень почитали в ту пору родственников, как ближних, так и дальних. Одним словом, гостили на славу.


Скажу, что Геннадий Павлович мне приходится двоюродным братом. По записям в архиве я узнала, что наш дедушка, «…казенный крестьянин Семен Григорьевич Кашенцов, д. Чижкова Гора (позднее название деревни – Мишина Гора) 22 года, православный, 24 апреля 1889 года бракосочетался (венчался) первым браком с крестьянской девицей Спасского Вилегодского прихода Прасковьей Никитишной Быковой, 19 лет, первым браком». У них родилось восьмеро детей. Геннадий Павлович рожден от дочери Марии, я же от младшего сына – Григория.


Отец Геннадия, Павел Анфиногенович, высватал вначале у них старшую дочь Анну, но вскоре овдовел и тогда вновь поехал на Мишину Гору брать в жены ее сестру, Марию. Мария Семеновна родила четверых: Клавдию, Григория, Геннадия и Семена. Гриша с войны не вернулся, похоронен в деревне Новое село Дубровинского района, Витебской области. Из всех, сегодня находится в добром здравии наш юбиляр – Геннадий Павлович.


«Тятя умер рано, пласталась со всеми нами мать, – начал он свой рассказ. – Правда, в те времена жизнь у всех была не сахар.


Жителей большой и маленькой деревни Лекваж (Лекмаж), величали лекважане (лекмажане). Жили трудно, но дружно, работали старательно, как говорится, денно и ношно. Работа работу мяла, с одной еще не справился, надо другую начинать. Я уходил в армию в 1946 году, наши деревни относились к Кировской области, а когда вернулся, это был уже 1951 год, они были присоединены к Архангельской области. Колхоз назывался громко, «Имени Ленина». Вот и работали по-ленински. Иначе нельзя было, каждый колхозник у бригадира был на особом учете. В большой деревне действовали: школа, медпункт, магазин. Изредка показывали кино (привозили из Быкова). Первый раз я посмотрел фильм «На сопках Манчжурии». В начале 60-х годов этот колхоз слился с колхозом имени Кирова (д.Акуловская). А в середине 60-х он вошел в колхоз «Дружба».


В 1961 году Геннадий вывез свою семью в районный центр, перевез и построил дом у реки, на улице Набережной. Теперь уже, в этом перестроенном вновь доме, проживает его младший сын Михаил со своей семьей. А сам Геннадий Павлович затеял новое строительство на улице Пречистенской. Через некое время, рядышком, поставили сообща еще один дом для семьи сына Павла. Когда пишу эти строки, о его большом опыте в строительстве домов, не имею права промолчать о том, что Геннадий Павлович был главным помощником нашей семье в этом непростом деле. В записной книжке моей мамы я читаю такие слова: «Распятнывал дом – 1 день, ломал – 2 дня, корил лес – 2 дня, окладывался – 1 день, цементировал – 1 день, поднимал дом – 2 дня, прирубал кухню – 2 дня, крыл крышу – 2 дня, набирал пол – 1 день. Всего отработано 11 дней». Ниже приписано: «С Геннадием долг покрыла пчелами (она занималась пчеловодством много лет Е.Б.), еще бы надо поплатиться, предложила 20 рублей, не берет».


Это было 36 лет назад. Таким образом, был перевезен наш дом с Мишиной Горы в д.Воронцово.


А разговор с Геннадием Павловичем продолжается и о себе он поведал следующее: «Я належным был, бойкой был работник, на все бойкой, особенно на работу. Будешь делать, так все сделаешь. Поди сотню печек переложил, туеса делать, санки – это мое. Научился от дяди Егора веретешка точить. Чем только не занимался. Ой, сколько переделано на своем веку, не сосчитать. Раньше все делали! Как-то все умели!». Трудовой стаж Геннадия Павловича составляет, ни много ни мало, 47 лет. Только кочегаром в райцентровской бане работал больше 20 лет, за эту пору поменялось пять начальников коммунальной службы. Много имел благодарностей и других поощрений.


Во время войны, когда было ему 15 лет, носил почту, ходил раз в неделю за ней в Верхолалье, туда и обратно 30 километров. Если надо было унести какую-нибудь сводку или получить информацию, делал это чаще. А так была повседневная работа в колхозе по наряду бригадира.


Начинал же свой большой трудовой путь за пределами Архангельской области, близ города Молотовска (Пермь) на шахте имени Калинина (Губаха). Поехал туда к двоюродному брату Леониду в 1951 году, как пришел из армии. Долго из колхоза не отпускали, без паспорта никуда не уедешь. Достал справку всеми правдами и неправдами, помог ему в этом дядя, Николай Семенович. Поехал туда сначала один, обосновался, потом увез молодую жену Валентину с первенцем, сыном Николаем.
Рассказал мне: «Женился я в один момент. Пошел в гости к тетке Полинашке на Коновалиху, в большую деревню. А там пляска. Тетка спросила, какая девка поглянулась. Я сказал, долго не думая, побежал за дядей Гришкой на Мишину Гору. Пришли сватом, а невест быстро согласилась, видно я ей тоже понравился. Вскоре свадьбу справили, на столах сытная еда, в основном стряпня, пиво, самогон – обязательно. Шипко веселились, дядя Петрован любил поплясать, вот он залез на печку, сложенную на ребро, топнул ногой, печка-то возьми, да и развались. Потом долго шутили над этим. У невесты переночевали и поехали на Лекваж». К своему рассказу добавил, что запомнил и свадьбу моих родителей. У жениха на голове была корчага, ее надо было разбить. А вот к чему это было, не знает.


– Я сам-то не любитель поплясать, кругу не касался, а вот Валентина умела себя показать, выфантывала и дроби давала, никому не уступала.


…Вот пожили они на шахте всего четыре года, там родилась дочь Татьяна. Остальные появились на свет в деревне Лекваж. У нашего юбиляра внуков четверо и внучек – четверо, пятеро правнуков и две правнучки. Как мне сказал: мол, если всех собрать, то места не хватит.

Любимую жену Валентину похоронил шесть лет назад. До сих пор скучает, как-никак прожили вместе 56 лет. Занимается домашними делами, справляется со всем сам. Только два года, как не держит козочку. Помощников много, сыновья, снохи, дочь, внуки не забывают.


– Чего захочу, то и творю, – говорит. – Скоро весна, хлопот прибавится. Пенсии хватает, в магазинах все есть. Бери бы, бери всякой еды, да не шибко естся, если мало робишь!


В конце нашей встречи с грустью рассказал: «На могилке у отца не бывал, похоронен в Верхолалье, мы жили тогда, уже повторяю, в Кировской области. Мама умерла, когда я служил в армии, в 1947 году. Кто ее хоронил, неизвестно. Ее было посадили. И за какую-то мелочь. По сегодняшнему времени всю Россию разграбили. Дело было так. На Лекважу моя мама Мария и еще одна женщина днем веяли рожь. Все пошли на обед, а они остались, решили припасти в овине для себя немного ржи, спрятали. Ночью послали за этим добром дядю Егора, он и попался. Судили их: дяде дали семь лет, маме пять. Домой не вернулись, сгинули там. Видимо хотели детей накормить, время-то было голодное и холодное. Боле не знаю, что сказать». Конечно, не хотелось бы заканчивать наш диалог на этой грустной ноте.


На малой родине своей Геннадий Павлович раньше часто бывал: за груздями, да за ягодами. Детей тоже познакомил со своими «плантациями». Нынче подводит зрение, да и те места заросли лесом.


Добрый, светлый человек, Геннадий Павлович Быков, живет на земле вилегодской, а это само по себе счастье. Заслужил признание и уважение односельчан. Надеюсь, доброе слово о человеке, сказанное вовремя, что дождь в засуху. Пусть будет все ладом у тебя, твоих детей, внуков, правнуков! Здоровья и долголетия тебе от всей моей семьи и нашей родни! С юбилеем!


Екатерина БАЙБОРОДИНА
На фото: Геннадий Павлович с детьми, внуками и правнуками
 

Комментарии (1)
Николай Токмаков, 13.04.2017 в 14:10

Уходящие деревни должны остаться в памяти народа. Воспоминания о жителях и жизни в деревнях надо публиковать на бумаге и передавать в государственные библиотеки для вечного хранения.