Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество «Если повезет, то на попутке доедешь, а то и всю дорогу пешком!»
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

«Если повезет, то на попутке доедешь, а то и всю дорогу пешком!»

3 августа 2013 года
«Если повезет, то на попутке доедешь, а то и всю дорогу пешком!»

Стало традицией в день Ильинска рассказывать об улочках райцентра, чествовать людей, здесь проживающих, вспоминать тех, что «вершили историю». Сегодня продолжаем наше повествование об улице Госпитальной, доме N№4.

В 1966 году, въехала в дом по Госпитальной, 4 молодая семья Стукаловых – Евгения Михайловна, ее муж Моисей Кузьмич, две дочурки Татьяна и Вера, а также брат Моисея – Николай.


Как вспоминает Евгения Михайловна, так мечтали о квартире, что не страшили даже голые брусовые стены. Сами их проконопатили, печки побелили, полы покрасили и даже стены поклеили, хотя знали, что через год будет ремонт, после того, как дом «сядет».


По сей день живет в этом доме Евгения Михайловна. Уже давно нет мужа, выросли внуки. Правнуки пошли в школу, и только скрип половиц стареньких полов напоминает, что дому-то 43 года.


Родилась Евгения Михайловна в 1934 году, в деревне Прокопьевской. Училась в Дьяконовской начальной школе, потом – в Ильинской средней. Каждый день, в любую погоду, туда и обратно – 14 километров. Причем, в сорокаградусные морозы уроки никогда не отменяли.


Когда началась Великая Отечественная война, ей семь лет было. Дети сразу повзрослели и маленькая Женя наравне со взрослыми пошла на колхозные работы: и сено загребать, и скот обряжать. Как 8 лет исполнилось, так и лошадь дали, за которую надо было нести ответственность: поить, кормить, следить за ней, боронить, навоз на поле возить. Работали со всей ответственностью. В 1945 году ей исполнилось 11 лет, так Женя заработала за лето 130 трудодней. Потом, при выходе на пенсию, годы войны у Евгении Михайловны не войдут в стаж: сгорит колхозная контора в Дьяконове и все документы – тоже.


Евгения Михайловна вспоминает:
– Велики ли были, жили летами на сенокосе за 20 километров на Лекваже. Спать хочется, а нас в 3 часа утра будит бригадир: «Давай, девки, вставайте, косите, пока коса-то сама косит. Встанем полусонные, идем на работу. Передохнем немного, пойдем другие пожни ворошить, а после обеда опять загребать.


Я ведь в школу пошла в 9 лет, только потому, что надеть нечего было. Вот семь классов закончила, и стала работать дезинфектором в санэпидемстанции».


Поработав немного дезинфектором, молодая девушка сразу проявила себя очень работоспособной, активной. Получила направление на годичные курсы дезинструкторов в Ленинград. Закончила их Евгения Михайловна с отличием. Вернувшись домой, уже имела диплом о среднем медицинском образовании. И стала вновь работать в Вилегодской санэпидемстанции.
– Это были 50-е годы, автомобиля своего не имели, а главный врач дает команду: мол, надо во всех лесопунктах проверить школы, детские сады, столовые, лесопунктовские фермы на санитарные нормы, вспоминает моя собеседница. – И вот соберемся, рюкзак за спину и пошли. День идешь, к вечеру при хорошем раскладе до Слободки дойдешь, на ночлег попросишься, а с утра опять в дорогу. Если повезет, то с почтовой машиной уедешь, а в основном – все пешком.
Вскоре Евгению Михайловну повысили в должности и стала заведующей дезинфекционным отделом. В штате было семь человек. В функцию отдела входило и обследование эпидемиологических очагов.


– Помню, в 1957 году была вспышка, так называемой «водной лихорадки». Люди заражались, попив воды из лесных речек. В 9 километрах от Виледи располагалась деревня Сосновка, Покровского сельсовета, так я жила там месяц, не выезжая.
А в 1970 году было по району 600 случаев дизентерии, даже врачи из областной санэпидемстанции приезжали, весь день ездили по району, а ночью анализы делали.


В 1981 году было семь случаев брюшного тифа, к сожалению, с двумя летальными исходами. Весь инкубационный период (14 дней), каждый день выезжали в очаговую зону и работали. Хорошо, что в эти годы в СЭС уже был автомобиль.
…В семье росли две дочери, надо было успевать и приготовить обед, и косички заплести, и уроки проверить. Все успевала Евгения Михайловна, женщина энергичная и обязательная. Двадцать шесть лет была председателем районного комитета Красного Креста, главная функция которого, поддержка стабильного донорства.


– Вот позвонят из области, мол, к вам едет областная станция переливания крови, нужны доноры. И я должна была обеспечить явку, – продолжает свой рассказ Евгения Михайловна. – У меня была картотека, сажусь за телефон, к кому-то пешком иду, ну и первая сама сдаю, для примера. Восемь раз сдавала кровь, имею наградной знак 3-й степени. К сведению, у нас в районе восемь почетных доноров.


Кроме всего этого, Евгения Михайловна занималась организацией санитарных дружин в школе, вела кружок по организации первой медицинской помощи, была одним из организаторов курсов медсестер при центральной районной больнице.
Дочери ее учась в школе одновременно ходили на эти курсы, по окончании школы уже имели корочки медсестер. Это была тоже работа Красного Креста.


Много лет была внештатным инструктором детской комнаты милиции, вместе с Тамарой Васильевной Гомзяковой ходили по неблагополучным семьям. Постоянно избиралась членом родительского комитета – классного и общешкольного. Девятнадцать раз была членом Ильинской участковой избирательной комиссии, два созыва – депутатом Ильинского сельского Совета.


Про таких говорят: «Ни дня, ни ночи не знает!». Все успевала, красавица и модница, и дочек замечательных воспитала. А еще она сильная, мужественная, самоотверженная женщина. Для которой очень подходит один из жизненных девизов: «Если не я, то кто же?» Много сделала для района за свои трудовые годы. Сейчас, как и многие ветераны труда, переживает за все происходящее в районе, а особенно, за свою санэпидемстанцию, которой отдано много лет.


Тамара БЕБЯКИНА
Фото из семейного архива Е.М. Стукаловой

Комментарии (0)