Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Хочешь поверить в добро – начни делать его!
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Хочешь поверить в добро – начни делать его!

18 января 2014 года
Хочешь поверить в добро – начни делать его!

С момента открытия социального приюта для детей ГБУ СОН «Вилегодский КЦСО» в августе 2007 года здесь прошли реабилитацию 216 воспитанников. Из них вернулись в свою семью 149 мальчишек и девчонок, ушли в детские дома – 42 человека, в приемные семьи – семь.

Дети, которые живут на государственном обеспечении, чаще нуждаются в том, чтобы удовлетворялись их потребности, чего в родных семьях, как правило, им не хватало. Именно эта неудовлетворенность находит свое проявление в поведении наших воспитанников, так как у них не было положительного опыта общения, что, в свою очередь, отражается на их взаимодействии с обществом. Действия этих детей носят противоречивый характер. Вот, например, девочка О. (по этическим соображениям не называем ее полного имени). Она может быть скромной, улыбчивой, нежной и в то же время – лживой, изворотливой, агрессивной.

Проблемы в поведении детей обычно вызваны проявлением внутренних чувств ребенка. Для нас, педагогов, важным является определение причины такого поведения. Например, побеги из приюта (за все это время их было 11) чаще всего спровоцированы не желанием кого-либо подставить, а различными внутренними проблемами ребенка: не проходящее выражение чувств; разлука с близкими людьми; различного рода ограничения; новые правила распорядка; новый режим дня.

Все это образует огромные внутренние противоречия между понятиями «я хочу» и «надо», которые находят выход в отрицательном поведении. Поэтому очень важно, чтобы рядом с детьми находился мудрый, компетентный, профессиональный наставник. Кстати говоря, один и тот же прием может быть успешным – дать положительный результат при работе с одним ребенком и не дать никаких результатов при работе с другим. Эти проблемы вызваны другими причинами, поэтому в своей работе мы используем индивидуальный подход к каждому ребенку.

Когда мы спрашиваем: «Почему ты так себя ведешь?», вряд ли услышим верный ответ. Просто ребенок всегда желает и считает себя хорошим, и он будет в любом случае защищаться, говорить что угодно, лишь бы к нему не приставали с вопросами.

Наблюдая за ребятами, мы делаем выводы: какого рода коррекция и реабилитация ему необходима? Чтобы провести коррекцию поведения, детям необходимо окружающее пространство, которое способствует их росту и развитию, где условия должны быть такими, чтобы каждый чувствовал себя психически и физически безопасно. Что мы подразумеваем под безопасностью? Любовь, заботу, условия, где бы удовлетворялись потребности ребенка и знания о самих себе. Хорошие взаимоотношения с воспитателями, разумный контроль за детским поведением, подходящие ориентиры, жизненные примеры, которые ребенок видит, усваивает и применяет в жизни.

В нашей практике часто встречается и такое: после очередной встречи с родителями ребенок начинает вести себя агрессивно, капризничает, замыкается. Скорее всего, он переживает разлуку с ними. Следовательно, встречи должны поддерживаться, а не запрещаться. Но в условиях нашего нынешнего местонахождения (ГБУЗ «Ильинская ЦРБ»), сделать это не просто.

При планировании работы по изменению поведения ребенка вначале мы тщательно анализируем проблему, решаем на педагогическом консилиуме, что необходимо откорректировать. Четко объясняем ребенку, чего от него ждем, параллельно работаем с семьей, используя инновационные технологии и методы работы. В декабре 2013 года специалисты приюта совершили социальный «десант» в МОУ «Вохтинская СОШ», где встретили поддержку и понимание. Социальный десант состоял из нескольких этапов: интегрированное психолого-педагогическое занятие с учащимися 8-10 классов по правовому воспитанию на тему «Хочешь поверить в добро – начни делать его!»; встреча с родителями и учителями школы, на которой обсуждались права и обязанности детей и родителей, даны различные рекомендации; визиты в семьи, чьи дети находились или находятся в приюте. Мы привезли им подарки, с некоторыми семьями составили договоры о взаимном сотрудничестве, дали практические советы по выполнению режима дня и улучшению обстановки в семье.

Хочется заметить, что какие бы хорошие условия у нас ни были созданы, дети всегда хотят домой, какие бы трудности и лишения их там ни ожидали. Ждут родителей, бабушек и дедушек. Мне кажется, я знаю, в чем секрет! Какие бы они ни были, они все равно – любимые! Никакая чужая тетя, каким бы высоким призванием она ни обладала, не способна полюбить их и принять их такими, какие они есть. Это может только мама, но она, к сожалению, все чаще оказывается то «неразумной», «то непутевой», «то пьяницей».

Правда, надо сказать, и внешне благополучные мамы произносят, порой, такие фразы: «Да я бы голову тебе оторвала!»…  «Да ты бы не пикнул…» Что-то с нами происходит?! А ведь зло порождает зло! Так отчего же мы пеняем: «Люди стали агрессивные, грубые!» Безусловно, родители должны быть в определенные моменты и строгими, и требовательными, но всегда последовательными и любящими. Наше общество больно! И как тут не вспомнить И.С. Тургенева, который сказал: «Исправьте общество, и болезней не будет!»

Не мы ли, взрослые, виноваты? Кто же научил подростков, начинающих пап и мам, жить по-другому? Я знаю, что во многих семьях стараются жить по божьим и человеческим законам. Очень многое делают учителя. У нас в области есть опыт, который можно взять на вооружение. Директор Северодвинского СРЦН «Солнышко» ведет клуб «Папа-Школа», где занятия проводят только мужчины и посещают их только – папы. Эта работа дает прекрасные результаты.

Я думаю, о возрождении нации можно говорить только тогда, когда каждый гражданин России в своей семье, на своем рабочем месте будет прививать культуру человеческого общежития, культуру речи. И тут, мне кажется, главную роль должна играть женщина. С ее женской утонченностью, культурными манерами, умным взглядом на многие вещи и интеллигентностью поступков.

«Все в землю ляжет, все прахом будет», – если не вспомним, что мы МАТЕРИ. «Ты – мать, ты и права!», – сказал мудрец. Не тот мудрец, кто выше чином, тот выше чином, кто мудрец.

Александра ЛАРИОНОВА, социальный педагог социального приюта ГБУ СОН «Вилегодский КЦСО»

 

Комментарии (0)