…И радуются жизни, несмотря ни на что
Не выходит из головы встреча с Викторией Киселевой. Практически невидящая ильинская девушка, с детства прикованная болезнью к постели, с особенным чувством читает стихи Асадова. Худенькая, казалось, в чем только душа держится: ручки, пальчики – тонюсенькие, а лицо, обрамлённое густыми завитками волос, – милое, приятное. Улыбка не сходит с её лица. В ней столько желания жить, что казалось, взмахнет она ручонками своими и полетит… как хрупкий ангелочек.
Представьте себе, что целыми днями лежите на диване. Поэтому каждый гость, заглянувший к вам, воспринимается, как лучик света, как крохотное окошечко в большой и сказочный мир. Так и для Виктории. Наблюдала, с какой необыкновенной радостью и восторгом Вика общается со своими учителями, которые проводят обучение на дому. Весёлую, сыплющую шутками и прибаутками, как из рога изобилия, Александру Борисовну Арбиеву она нежно называет «мой солнечный человек». Александра Борисовна ведет для девушки уроки технологии. Они вместе пытаются мастерить поделки, простенькие подарки для близких – пальчики ведь надо разрабатывать.
К Ольге Германовне Терещенко, ведущей русский язык и литературу, как мне показалось, отношение несколько другое, более возвышенное. Ведь она через произведения классиков русской литературы учит не только доброте и красоте, но и моральной стойкости, силе духа. Стихотворение Эдуарда Асадова «Я могу тебя очень ждать» готовили все вместе: мама читала строчки, дочка – запоминала, один учитель дорабатывал интонации, другой – снимал на видео. Чувства же Вика вложила свои, поэтому рассказала стихотворение на камеру очень задушевно. Заснятый Александрой Арбиевой на видео этот момент будет продемонстрирован в Коряжме на встрече инвалидов 6 декабря. А 4 ноября, как уже сообщалось в газете, он был показан во время конкурса чтецов в Вилегодске.
Виктория учится в 10-ом классе. Её классный руководитель, Людмила Леонидовна Ларионова, бывает у неё еженедельно, беседует с девушкой на разные темы и отвечает на множество вопросов. Кроме того, 12 часов занятий в неделю проводят с ней восемь учителей Ильинской средней школы.
По словам главного специалиста отдела образования МО «Вилегодский район» Ольги Германовны Терещенко, курирующей вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), всего в районе обучается 114 детей с ОВЗ (каждый десятый ученик), из них 21 человек – инвалиды в возрасте от 7 до 18 лет. Для организации образовательного процесса таких детей школами используются различные формы обучения: большинство из них обучаются в обычных классах, а 21 ребёнок по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии учатся на дому. В последнее время всё чаще, по желанию родителей и физическим возможностям детей, применяют комбинированную форму обучения: часть уроков вместе с классом, остальные уроки индивидуально на дому. Пребывание таких мальчишек и девчонок в среде сверстников полезно не только для их общения. Школьники, находясь в постоянном контакте с детьми-инвалидами, учатся добру и милосердию. Видя их беспомощность, стараются помочь, а в трудную минуту разочарований поддержать добрым словом.
Двое учащихся – шестиклассников с ОВЗ получают знания с использованием дистанционного обучения. За счет областных средств для них было установлено компьютерное оборудование, необходимое для образовательного процесса. Специальное обучение прошли и учителя, занимающиеся с этими детьми. Ольга Александровна Шульгина из Никольской школы преподаёт английский язык, а Нина Николаевна Соболева – биологию и географию в Ильинской СОШ. Педагог может работать со своим учеником на расстоянии. Общаются через веб-камеру, друг друга видят. При необходимости, они могут заниматься и с педагогами областного центра.
Алексей Бармин, например, очень рад, что получает дополнительные знания, да ещё с голосовым и музыкальным сопровождением по выбранным им предметам. При его проблемах со зрением это очень важно. По словам Ольги Терещенко, включиться в сеть дистанционного обучения могут дети-инвалиды, обучающиеся на дому по общеобразовательным программам, родители которых умеют обращаться с современной техникой и желают помочь своим детям. Для этого стоит только написать заявление на имя руководителя образовательного учреждения, где ребёнок учится. «В целом, – подчеркнула Ольга Германовна, – многое в воспитании и обучении детей-инвалидов зависит от позиции их родителей. К сожалению, некоторые дети изолированы от общества, и их жизнь протекает в четырёх стенах, подальше от посторонних глаз. Но, к счастью, больше таких мам и пап, которые готовы на многое для того, чтобы восполнить жизнь ребёнка через общение со сверстниками, пребывание в реабилитационных центрах, через увеличение его образовательных возможностей. В районе есть примеры участия детей с ОВЗ в олимпиадах, конкурсах, концертах, в заочных конкурсах исследовательских работ, среди таких детей есть призёры и победители различных уровней».
Зоя ГОМЗЯКОВА
На фото автора:
Ольга Германовна вручает Виктории приз районного конкурса чтецов
Окончание в след. номере «ЗТ»
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы