Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Их секрет в том, чтобы уступать друг другу…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Их секрет в том, чтобы уступать друг другу…

1 ноября 2014 года
Их секрет в том,   чтобы уступать друг другу…

Случается, что некоторые представители молодого поколения не знают ни одной памятной даты, касающейся их бабушек и дедушек. И стоит ли молодежь обвинять в этом в наш скоростной век, век интернета и гаджетов!? А есть те юноши и девушки, кто бережно хранит всю информацию аж до седьмого колена, соблюдает семейные традиции, любит праздники, дружные посиделки за общим столом.

Для Валентины Инкиной все дорого, что касается ее любимых бабушки и дедушки – Николая Феодосьевича и Октябрины Григорьевны из деревни Лукинская. Именно она и рассказала нам, что 5 ноября у этой пары юбилейная дата – 55 лет совместной жизни, и порекомендовала съездить к ним в гости. Что я и сделала, и убедилась – их жизнь, как раз из той истории, когда «…и в радости, и в горе…».
…У супругов Инкиных в деревне Кошкино есть благоустроенная квартира, в свое время Николай Феодосьевич получил ее, как работник электросетей. Но каждое лето они проводят в своем родовом доме в Лукинской. Поставил его хозяин рядом с родительским, когда женился и ждал прибавления в семействе.
А Октябрина Григорьевна не вилежанка, хотя уже давно считает себя коренной жительницей наших мест. Родом она из Мезенского района. Приехала сюда молодым специалистом – ветеринарным фельдшером – по распределению в 1958 году после окончания Холмогорского сельскохозяйственного техникума. Надо заметить, без особой радости отправлялась в незнакомое место, да и мама со слезами дочку провожала: мол, куда тебя, мою милушку, забросили-то? Отец девушки погиб на фронте, поэтому всю свою любовь мама отдала дочери.
Но лишь год прошел после приезда, как девятнадцатилетняя Октябрина Коршакова стала Инкиной. Но, обо всем по порядку.
Сначала три месяца работала девушка в райцентре – в ветлечебнице, а потом ее перевели в Пречистенскую ветлечебницу. Двадцать две деревни были в распоряжении молодого ветфельдшера, да еще на этой территории располагались колхозы «Победитель», имени Сталина. И, представьте, сколько скота тогда насчитывалось! Квартировалась, пока не вышла замуж, в деревне Пирогово у Ольги Александровны. Теперь, как говорит моя собеседница, и дома-то уже этого нет.
Статные, высокие, красивые – Октябрина и Николай – сразу же приглянулись друг другу. Встретились на пляске. Все дни, кроме понедельника, пречистенская молодежь собиралась по вечерам в местном клубе: на репетиции, на танцы и пляски. Как сказал Николай Феодосьевич, «…провожал, провожал, да и допровожался до свадьбы». В 1959 году зарегистрировались молодые под номером тринадцатым: столько было подобных свадебных торжеств в Пречистенском сельсовете в тот год.
Жили сначала вместе с родителями. А с младшими братьями и сестрой их семеро всех насчитывалось. Мама Октябрины, приехав в первый раз в гости, запереживала: мол, как ты, девка, живешь здесь, столь людно, да все в одной избе! В Мезени ведь у Октябрины был крестовый пятистенок! Через два года, купили Инкины избу, потом еще пристроили одну, и зажили самостоятельно.
Ни сна ни отдыха не знала деревенский ветфельдшер. Рано, поутру, посмотрит в окно, а там уже пара-тройка лошадей стоит, а то и больше бывало. За ней, значит, приехали, за помощью. Оденется быстрехонько, и в путь!
– Я вот и начну спрашивать: мол, у кого, какая беда? – рассказывает моя собеседница. – Где похуже положение или отелы, туда сначала и еду. И так целый день – по вызовам! Еще и на Лале был телятник. Оба мы с хозяином работали на износ. Но, все равно, жизнь текла интересно, кипуче. Люди дружны меж собой были, старались помогать друг другу. И, что самое важное, деревни – многолюдными. А сейчас вот мы уедем, последние дачники на замки свои избы закроют, и тихо кругом. В редком доме свет зажжется!
В разговор вступает и хозяин:
– Знаете, простой человек, крестьянин, всегда выживал своим хозяйством. Вот сена буренке летом накосил, значит, будет молоко. В огороде – картошка, другие овощи. Трудолюбивый человек в любых катаклизмах выживет. Вот только на нынешнюю жизнь я бы глазами не смотрел! Взять эту самую безработицу! Откуда она взялась?! Разве на селе не найти работы? Смех! Да еще многое не понимаю я в нынешней организации труда. Мой внук лес возит, так чтобы разгрузить, стоит часами и даже сутками в очереди на ЦБК! Как он может, таким образом, хорошо заработать на семью? Получается, не от самого себя зависит, а от «дяди».
Сам Николай Феодосьевич сначала трудился в колхозе восемнадцать лет (на разных работах: трактористом, водителем), а потом в электросетях двадцать годков крутил баранку автомобиля.
В свое время, чтобы уйти из колхоза, а его звали работать на подстанцию, не отпускали, пришлось рассчитаться, оставить выстроенный дом, и уехать в Мезень. Нам сейчас, конечно, это в диковинку, а в те далекие годы именно и было! Причина эта, значит, для руководства колхоза была более уважительная, чем просто переход на другую работу. Вот и воспользовались Инкины таким обстоятельством, забрали сыновей – Виталия и Анатолия – и отправились на родину супруги. Только не прижился вилежанин на чужой сторонке. Как говорит жена, «…каждый день почти плакал, хоть валерьянкой отпаивай». Приехав через пять месяцев на похороны отца, уж обратно больше не возвратился. Потом и Октябрину с сыновьями встречал.
Когда стали строить дом для работников подстанции в райцентре, тогдашний начальник А.А. Ильин прямо-таки заставил Инкина написать заявление на получение благоустроенной квартиры. Написал, но потом поменялся с коллегой квартирами: отдал ему в райцентре, а сам взял в д.Кошкино, поближе к собственному дому. Впоследствии, когда жена тяжело приболела (три операции перенесла!), Николай Феодосьевич всегда добрым словом вспоминал Александра Александровича. В благоустроенной-то квартире хлопот-забот поменьше. Да и смерть старшего сына в 37 лет, который жил и работал в Архангельске, здоровье подорвала у обоих супругов. Вот уже много лет сам все работы по хозяйству делает. И даже заготовки из овощей на зиму наловчился крутить. Сама видела компоты, соленые огурцы, капусту маринованную, грибочки соленые. Все это в ящичках упаковано: в ближайшие дни запланирован переезд в Кошкино. Внучка Валентина на своей машине доставит деда и бабушку по назначению. Она их всячески опекает. А 5 ноября вся семья соберется именно в деревенском доме за большим столом, чтобы отметить годовщину свадьбы. Потом можно уже и на «зимние квартиры».
Изображать из себя бронзовый памятник, считает Николай Феодосьевич, не стоит. – Всего в жизни хватало – и хорошего, и плохого. Все, как у всех! Мы же люди не публичные, не рисуемся. Но самый главный жизненный и верный секрет – уступать друг другу.
– У нас у обоих характеры не простые, – говорит Октябрина Григорьевна, – но вот дожили до такой даты! И, слава Богу, шестеро внуков, трое правнуков. В гости наезжают летом, сами радуются и нас радуют. А болезни – болезнями, мы к ним уже привычные.


Нина ОВЕЧКИНА
На фото автора: супруги Инкины

Комментарии (0)