Исключительно человеческая болезнь
Сергей Григорьев. Окончил лечебный факультет Архангельского мединститута. Начинал терапевтом в Пинеге, откуда он родом и где много лет главным врачом больницы был его отец. Позднее прошел курсы массажа и специализацию в медицинской академии последипломного обучения на кафедре неврологии в Санкт-Петербурге и в институте имени Павлова. Сегодня он – вертебролог (или мануальный терапевт, вертебоневролог, остеопат, хиропрактик – кому как нравится; все названия – правильные).
Мы знакомы с Григорьевым со времен его студенчества, поэтому – на «ты».
Тема сегодняшнего разговора со специалистом – остеохондроз. Почему он? По статистике, самое массовое заболевание на земле – вирусное (ОРЗ или гриппом болели хотя бы раз в жизни все; сюда же относятся СПИД и масса других вирусных заболеваний). На втором месте по распространенности – остеохондроз. Но если для лечения вирусных заболеваний специалистов у нас более-менее хватает, то о вертебрологах многие даже не слышали, хотя в тех же Америке, Франции, Англии наибольшее количество денег тратится не на высокотехнологичную медицинскую помощь, а именно на это массовое заболевание.
Считаю нужным предупредить: Сергей на собственном опыте убедился, что крайне мало пациентов следует его советам. Поэтому и подобные публикации Григорьев считает почти бесполезными. Но я, сама из малочисленной группы (в 10%, которая все-таки выполняет рекомендации врача), считаю, что, если можно «вправить мозги» хотя бы этим десяти процентам (их ведь тоже надо научить!), то смысл в интервью есть. Особенно – для читателей, не имеющих «под рукой» профессионального вертебролога.
Мы с другой планеты?
– Сергей, раньше диагноз «Остеохондроз» мне вообще казался блажью. Типа человек захотел закосить от работы, но температуры нет, нос-горло в порядке, вот и жалуется на спину. Поди проверь…
– Остеохондроз – дегенеративно-деструктивное заболевание позвоночника. Вследствие изменений химического состава кости и хряща позвонок деформируется: был пирамидкой кубовидной формы – стал сплюснутый с клевовидными разрастаниями, диск был нормальный – превратился в грыжу. Ну, а при деформации неизбежно ущемление какого-то нерва. Отсюда и боль. Бывает и такая, что до врача не дойти.
– Объясни, откуда это болячка берется – она ведь не от старости?
– Если объяснять совсем просто, остеохондроз – расплата человека за прямохождение. Позвоночник встал вертикально к поверхности земли и притяжением его тянет копчиком вниз – с силой в 11 тонн!
– Выходит, мы не приспособлены к жизни на земле?
– Так получается: мы одни ходим вертикально, жить в природе практически не можем: пить из лужи не можем, без вареной пищи сдохнем, у нас слабые когти, слабое зрение, нет шерсти (без шубы зимой околеем)… Мы словно не с этой планеты вообще. Нас сюда заселили за что-то.
– Это твоя теория?
– Я так для себя решил. Орел видит лучше, медведь догонит и порвет (развивает скорость до 60 км в час, а олимпийский чемпион быстрее 40 не бегает)… Мы живем на этой планете только за счет содержимого черепной коробки. И остеохондроз есть только у нас. Это болезнь, не свойственная земным обитателям.
Не знаешь, что лечить – лечи спину.
– То есть, остеохондроз для нас – неизбежность?
– До конца его не избежит никто. Ко мне приходят пациенты с болевыми синдромами остеохондроза, но он может протекать и без боли, даже если исследование на томографе покажет, например, грыжу. Просто у всех разные резервы организма. У одних широкий спинно-мозговой канал, у других узкий. Один может с грыжей в два сантиметра жить, другому грыжа в сантиметр проходу не даст.
– Тогда опиши твоего типичного пациента.
– Типичных нет, все – разные, потому что у остеохондроза 109 только классических симптомов и синдромов. А вообще их столько, сколько существует болезней.
– До сих пор была уверена, что симптом один – болит спина…
– Может болеть голова, снизиться зрение или слух, могут появиться боли в области сердца, живота, у женщин – нарушиться менструальный цикл, у мужчин снизиться потенция… Я уж не говорю про онемение рук, ног, отдельных пальцев, про поражение участков кожи – остеохондроз может протекать под маской любого заболевания. Вот почему, если действительно есть проблемы с позвоночником, а человек лечит сердце, эффекта не будет, лечит желудок (как ты это делала недавно) – эффекта не будет. Поэтому мы и говорим: не знаешь, что лечить – лечи спину.
– Как же тогда человек сам должен понять, что у него остеохондроз, если болеть может где угодно?
– Чаще всего понимают, если есть боль при движении. Понятно, что если день ковырялся в огороде, колол дрова или чинил машину, то есть буквально насиловал свой опорно-двигательный аппарат, и заболело что-то, это, скорее всего, – позвоночник. Но в классической литературе по нашему заболеванию нет конкретных указаний, при боли где именно следует идти к вертебрологу. Да, бывает так называемая поза просителя: человек принимает положение, в котором не больно. Тогда это точно мое. Хотя и тут нужна дифференциация. Бывает, приходят пациенты, уверенные в остеохондрозе, а у них потом обнаруживаются гинекологические или онкологические проблемы, или вообще сифилис костей…
Причем, если в гинекологии есть три классические жалобы – боли, бели, кровотечение, о чем всегда и расспрашивают врачи, и из этих трех вариантов составляют картину заболевания (а их десятки!), то у нас в одно заболевание умещаются сотни различных жалоб. Так что, остеохондроз – даже не двуликий – многоликий Янус.
И обычно наши пациенты идут сначала к терапевту. С проблемами в шейном отделе жалуются на «комок в горле, что-то душит, больно глотать», в грудном – «мне воздуха не хватает»... Терапевты могут тут же погрешить на щитовидку, отправить к эндокринологу… Обычно же, распознавая остеохондроз, назначают диклофенак и смесь Бойко, чтобы снять боль и воспаление.
Елена МАЛЫШЕВА
Фото из интернета
Продолжение
в следующих
номерах
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы