Изменения нужны, чтобы решить существующие проблемы
29 июля 2013 года ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ в Вилегодском районе провел «прямую линию» по вопросам формирования пенсионных накоплений, новой пенсионной формуле и принципах работы пенсионного калькулятора.
После ответов на вопросы состоялась встреча с начальником Отдела ПФР Александром Тропниковым, чтобы более подробно узнать о грядущих изменениях.
– Александр Иванович, зачем нужна очередная реформа пенсионной системы? Чем не устраивает существующая система?
– Изменения нужны, чтобы решить нерешенные ранее проблемы российской пенсионной системы и обеспечитьсоциально-приемлемый уровень пенсионного обеспечения россиян в будущем.
Напомним, что ключевые преобразования в пенсионной системе произошли в 2002 году. В ее основу были положены страховые принципы, была изменена система формирования и учета пенсионных прав, введен накопительный компонент обязательного пенсионного страхования. С 1 января 2010 года была проведена валоризация (переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения, сформированных до 1991 года), а единый социальный налог заменен страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд России и другие социальные внебюджетные фонды.
Между тем, анализ и актуарные расчеты показывают, что пенсионная система работает недостаточно эффективно, так как до сих пор не решены ключевые вопросы. Сейчас разберем все по пунктам. Отсутствуют достаточные страховые источники для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе.
Приведу пример. Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2%. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25%, к 2040 году будет еще меньше.
Так же нарастает финансовая несбалансированность пенсионной системы, в том числе, по причине снижения численности плательщиков страховых взносов и роста количества получателей пенсий.
Еще один пример. Сегодня численность работающих граждан в 1,6 раза превышает численность пенсионеров. Однако уже в 2028 году по оценкам экспертов численность работающих и пенсионеров сравняется. В этом случае дефицит бюджета ПФР в 2030 году превысит 3 трлн. руб., что почти в 3 раза превышает нынешний уровень.
Сохраняется институт досрочных пенсий в солидарной системе без определения источника их финансирования страхового характера. Ведь сегодня каждый третий гражданин, выходящий на пенсию, – пенсионер-досрочник. Выплата ему досрочной пенсии осуществляется за счет страховых отчислений всех участников пенсионной системы. Проще говоря, страхователи за троих работников в пенсионную систему платят по одному тарифу, но один из них уходит на пенсию на 5 или даже 10 лет раньше других. Работодатели, владельцы рабочих мест с вредными условиями труда (работа на которых является основанием для досрочного выхода на пенсию), не несут никакой дополнительной финансовой нагрузки для выплаты пенсий этим работникам.
Нарастают риски, связанные с сохранностью и обесцениванием пенсионных накоплений при неразвитых финансовых институтах. Если сохранить формирование пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного страхования при нынешних тенденциях индексации страховой части пенсии и показателях доходности от инвестирования пенсионных накоплений, пенсионные права граждан, имеющих накопительный компонент по ОПС, формируются в меньшем объеме.
Вот, к примеру, трудовая пенсия гражданина 1967 года рождения при его выходе на пенсию в 2032 году при прочих равных условиях будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 1966 года рождения, не имеющего накопительной части пенсии по ОПС (27 941 руб. против 30928 руб.).
Если не делать ничего, не устранить эти проблемы – сохранение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан уже в среднесрочной перспективе станет невозможным.
– Скажите, что считается «социально-приемлемым» уровнем пенсионного обеспечения?
– Это уровень пенсионного обеспечения, соответствующий международным стандартам, в т.ч. 102-й Конвенции Международной организации труда. Она предусматривает 40%-ый коэффициент замещения утраченного заработка пенсией для основной когорты лиц, выходящих на пенсию. А также обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера.
– Не является ли требование к нормативному стажу фактическим повышением пенсионного возраста?
– Повышение общеустановленного пенсионного возраста не предусматривается. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин – в 60 лет. Но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию, и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 35 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка.
Гражданину будет дано право самому решать, когда лично ему выгодней выходить на пенсию.
При этом, не страховые периоды, которые сейчас входят в стаж (например, периоды ухода женщиной за ребенком или нетрудоспособным членом семьи, служба в армии, получение пособия по безработице и т.п.) также будут входить в нормативный стаж. Изменение законодательства в этом направлении не планируется.
Кроме того, предусмотрена возможность гражданам участвовать в корпоративной и частной пенсионных системах, что позволит увеличить коэффициент замещения утраченного заработка даже при отсутствии нормативного стажа.
Еще раз обращаем внимание, что нормативный стаж, необходимый для получения максимального размера пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного законодательства, пока не определен.
– Будут ли и дальше выплачиваться пенсии работающим пенсионерам?
– Да, будут. В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней.
– Правда ли, что накопительная система будет отменена, а все уже сформированные пенсионные накопления, все, что накопили молодые, пойдет на выплату текущих пенсий?
– Все уже сформированные пенсионные накопления граждан будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда эти граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Пенсионные накопления будут выплачиваться в виде накопительной части пенсии или единовременной пенсионной выплаты.
– Каким образом предлагается реформировать накопительный компонент?
– Предлагается поэтапный перевод накопительной части из плоскости публичных обязательств государства, в более гибкий формат – корпоративную и добровольную систему.
Федеральным законом определено, что с 2014 года гражданам предоставляется возможность из нынешнего тарифа на накопительную часть (6% от фонда оплаты труда) 4% передать в распределительную часть, которая также будет формироваться на их индивидуальных лицевых счетах и учитываться в их пенсионных правах. Оставшиеся 2% будут по-прежнему направляться в накопительный элемент по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом застрахованные лица могут определиться с выбором: какому страховщику и в каком объеме (2 или 6%) доверить свои пенсионные накопления.
Предусматривается расширение рынка добровольного пенсионного страхования за счет страховых компаний и кредитных организаций, но уже в рамках более широкого правового поля. Перечень финансовых инструментов, в которые возможно инвестировать средства пенсионных накоплений, должен быть расширен.
– Если стратегия будет реализована, люди какого возраста ощутят на себе первыми положительный результат?
– Сначала – пенсионеры. Потому что первым результатом будет сохранение тех темпов роста среднего размера пенсии в стране, которые достигнуты в Российской Федерации последние годы, т.к. при сохранении нынешних правил развития пенсионной системы размер пенсий реальный по отношению к прожиточному минимуму будет падать.
Другой результат будет ощутим в среднесрочной перспективе, за пределами 2020-го года. Пенсионная формула будет распространяться и работать для более широкого круга лиц и профессиональных категорий. Новое пенсионное правило будет работать в первую очередь для людей, которые начали формировать свои пенсионные права после 2002 года, в рамках новой пенсионной системы.
– Правда ли, что новая формула расчета пенсионных прав приведет к уравниловке, пенсии будут у всех примерно одинаковые?
– Это неправда, будет все наоборот. У тех, у кого будет высокая зарплата и длительный стаж трудовой деятельности будут получать пенсию в существенно большем размере, чем у кого «короткий» трудовой стаж или низкая зарплата. Это справедливо, когда размер пенсии прямо зависит от предшествующей зарплаты и стажу.
Предлагается осуществлять подсчёт проработанного стажа и заработка за каждый год работы гражданина. При этом 40% замещения пенсией заработка будут гарантированы тем, кто имеет нормативный страховой стаж и среднюю заработную плату. В настоящее время количество наших граждан, получающих среднюю заработную плату и ниже, более 70%. То есть для таких граждан, новая пенсионная формула будет абсолютно справедлива. А для тех, кто получает более высокую заработную плату, появится возможность формировать свои дополнительные пенсионные права в корпоративных и добровольных системах.
– Если гражданин работает меньше 35 лет и получает низкую зарплату, какой будет его пенсия?
– Он получит право на назначение и получение трудовой пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста, при этом размер его трудовой пенсии не будет ниже прожиточного минимума пенсионера. Далее его пенсия будет индексироваться по общим правилам для трудовых пенсий по решению государства.
– Слышал, что можно рассчитать будущую пенсию, как это сделать?
– Рассчитать будущую пенсию можно на пенсионном калькуляторе на сайте Минтруда РФ (http://calculator.rosmintrud.ru/) и на сайте ПФР (http://www.pfrf.ru/spec/raschet_pensii/). Это своеобразный алгоритм в электронном виде, позволяющий условно рассчитать размер своей будущей трудовой пенсии по старости – по новой и действующей пенсионным формулам – и сравнить результаты.
Калькулятор предназначен для людей моложе пенсионного возраста, для тех граждан, кто начинает трудовую жизнь, или кто уже работает. Калькулятор не предназначен для пенсионеров, индивидуальных предпринимателей, инвалидов, военнослужащих и сотрудников силовых ведомств.
– Правда ли, что будут ликвидированы досрочные пенсии для людей, занятых на вредных и опасных производствах?
– Это неправда. Институт досрочных пенсий сохраняется. Вопрос, кто будет платить льготные пенсии – как раньше, вся страна или работодатели–владельцы производств, заинтересованные в сохранении таких рабочих мест.
Действующий институт досрочных пенсий не содержит страхового источника для выплат досрочных пенсий. Все страхователи платят одинаково, тариф для всех работодателей не зависит от того, в какое время выходит их работник на пенсию – в 45, 50, 55 или в 60 лет. Т.е. гражданин получает пенсию на несколько лет дольше других граждан, а страховые взносы за него вносятся по общему тарифу, но меньший период времени. К тому же, у работодателей–владельцев вредных производств отсутствует заинтересованность в том, чтобы улучшать условия труда на этих рабочих местах, модернизировать производство.
Нужно заметить, что 75% пенсионеров, которые получают досрочную пенсию и ещё не достигли общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать. То есть сам институт пенсии как компенсация утраченного заработка теряет свою правовую природу.
Поэтому первоначально ввели дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, у которых имеются рабочие места с особо вредными условиями труда. Дополнительный тариф для застрахованных лиц, работающих на вредных и опасных производствах, составит:
– по Списку N№1: в 2013 году – 4%, в 2014 году – 6%, в 2015 году – 9%;
– по Списку N№2 и «малым» спискам: в 2013 году – 2%, в 2014 году 4%, в 2015 году – 6%.
По расчетам, обоснованный тариф для данной категории работодателей - 15% для Списка N№1 и 10% для Списка N№2.
В дальнейшем отмечена необходимость формирования института корпоративного пенсионного обеспечения, чтобы у работодателей появилась возможность осуществлять платежи в корпоративную пенсионную систему. При этом работодатели могут создавать как собственные пенсионные системы, так и присоединяться к тем, что уже действуют на рынке.
У работодателя должна появиться возможность не платить за работников, занятых на вредных или опасных рабочих местах, страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования. При этом делать отчисления за этих работников в корпоративную пенсионную систему.
– Что будет с теми людьми, у кого уже есть половина или больше стажа, дающего право на досрочную пенсию?
– Все пенсионные права, заработанные до изменения законодательства, будут сохранены и учтены при назначении гражданам пенсии.
Для лиц, имеющих «полный» специальный стаж: сохраняется право на досрочное назначение и выплату трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования в полном существующем объеме-то есть ничего не меняется.
Для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж: сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате их работодателями страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере; предусмотрено предоставление социальных гарантий и компенсаций со стороны работодателя в соответствии с коллективным индивидуальным трудовым договором. При этом работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
Для работников, которые вновь будут выходить на рабочие места с вредными условиями труда за пределами 2014-2015 года, предлагается иная модель формирования пенсионных прав за работу во вредных условиях. Уже не в рамках обязательного пенсионного страхования, а в рамках социального страхования, страхования риска утраты профессиональной способности.
Александр ВАСИЛЬЕВ
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы