Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Как стать счастливым человеком и качественной личностью?
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Как стать счастливым человеком и качественной личностью?

1 сентября 2012 года
Как стать счастливым человеком и качественной личностью?

В мае приятель в очередной раз позвал на встречу с Ириной Хакамадой веским для меня аргументом. Он сказал «вы во многом похожи». Конечно, я не поверила (кто Хакамада и где я?!), но решила сходить в надежде взять интервью у некогда одного из самых харизматичных политиков.

Однако, «сползав» в Интернет, выяснила, что коллеги уже не раз и не десять спрашивали Ирину буквально обо всем. Поэтому решила просто выяснить для себя, что такое «мастер класс от Ирины Хакамады» и рассказать о нем тем, кто посетить подобные встречи не может. Диктофон захватила по инерции. Включила его на встрече не сразу, а только когда увидела, как зал достал блокноты и ручки. Как потом выяснилось, многие пришли на встречу с Хакамадой не первый раз, и вновь - с надеждой на новые знания. Это заинтриговало.

Потом об этой встрече расспрашивали все, кто на нее не попал. И я просто расшифровала трехчасовую запись. Сильно интересующимся дала ее прочесть полностью. Читателям «ТК» предлагаю выдержки из «стенограммы». Уверена: многим откровения Ирины Мицуовны окажутся не только интересны, но и полезны.

Я не сенсей …

Мне сказали «нам не нужны ваши мемуары, нам нужен ваш систематизированный опыт. Вы многого добились в политике, вы резко меняете жизнь, вы все успеваете, и вся вы в гармонии – как вам это удается?» Так появились все эти мастер-классы, обобщенный опыт моей жизни.

Вначале я делала огромное количество ошибок. А потом – в отличие от других людей, и в этом, может быть, уникальность моего достижения – я их исправляла, не обвиняя в своих проблемах окружающий мир. Я меняла себя и постепенно поменяла мир вокруг. Поэтому мой мастер-класс абсолютно индивидуален. Это не учение. Я не сенсей. Я не зову вас за собой и не объясняю, что хорошо в этом мире, а что – плохо. Я просто отдаю опыт. Понравится - забирайте, не понравится – забудьте.

Что такое Дао? Почему не сказать «путь жизни Хакамады»? Причина проста: я человек наполовину восточный. Первую половину жизни прожила как русская, потому что родилась в Москве, потому что я – носитель русской культуры. К Японии относилась достаточно равнодушно. Родственники там были для меня инопланетяне. И, не смотря на огромную увлеченность молодежи восточной философией, я ее не читала и не принимала. Я была нормальный европейский человек, который делает все, чтобы достигать своих целей. Но…

Бойтесь простых желаний

Где-то после 35-ти я задумалась о том, что все это мне не нравится – не смотря на то, что я добилась всех целей, которые ставила. Хотела до 30-ти стать доцентом, защитить диссертацию и за счет этого быть свободным человеком и преподавать (поскольку преподавание дает свободу) - и я вытащила максимум того, что могла вытащить из Советского Союза. В 30 лет я получала 320 рублей честным преподавательским трудом. Потом я поставила другую цель – и тоже ее добилась. И все, вроде, шло хорошо. Но… Как говорится, бойся своих нереализованных желаний и точно также – реализованных. Депрессия наступает и в том, и в другом случае – если эти желания очень просты.

У меня они были простыми. Именно поэтому к 35-ти наступил кризис. И во мне начала работать восточная кровь. Все азиаты развиваются медленнее, зато они более приспособленные, терпеливые, дольше живут. Наверное, этому способствует ментальность – спокойная, созерцательная. И я, будучи очень эмоциональной, открытой, вдруг вошла в этот тренд, и постепенно во мне стали сочетаться и те, и другие качества. С одной стороны, это энергия западного человека, который технологичен, активен, который все время повышает свою самооценку... С другой стороны, есть во мне такая восточная лень. И теперь это держит меня не просто на плаву, но и дает возможность в случае депрессий или даже катастрофических неудач выходить из них с достоинством и оптимизмом.

То есть я пытаюсь не переть все время вверх и вперед, а балансировать, как на доске для серфинга. Если вы стоите, огромная волна вас смоет. Поднырнете – неизвестно, вынырните ли. А плывете на доске по волне – и оказывается, что вы можете проскочить даже цунами. Жизнь – это бесконечные шторма. Волны накатывают неизвестно откуда, раскачивают вас во все стороны, и опереться не на что. И большинство людей впадает в печаль, в депрессивное неверие ни во что. Если же опереться на себя, начнешь плыть.

Не смотрите на руль

Я всегда пытаюсь реализовать свои мечты. Потому что если их не реализовывать, возникает комплекс – «вот, не попробовал!» Когда я была депутатом, очень хотела приезжать в парламент на мотоцикле. Но мое туловище очень плохо держит баланс. Семь лет потратила, чтобы научиться кататься на водных лыжах. На велосипеде научила кататься только в 25 и то - хреновенько. И все равно решила освоить мотоцикл. Получила почти перелом лопатки, почти перелом ключицы, разбитые ноги и вывих руки. И – успокоилась. Могу ездить, поворачивать, делать восьмерочки, ехать с одной рукой… Поняла: могу. Но также поняла, что делать этого мне не надо. Вот так и живите. Рискуйте. Делайте, что хотите. Хотелочки свои реализуйте. Но все искусство бытия в том, чтобы чувствовать этот риск. Для этого нужно учиться держать равновесие. Мне объяснили: чтобы не падать на повороте, не следует смотреть на руль. Надо всегда смотреть в сторону поворота и еще дальше. А мотоцикл сам отреагирует на движение вашей головы и даже взгляда. То есть, если хотите чего-то добиться и быть счастливым, не смотрите под ноги. Не утыкайтесь в бытовуху, в свои недостатки, в социальные нормы, которые вам пихают. Надо видеть себя далеко впереди – шикарным, офигенным, достигшим своей мечты.

Следовать за иллюзиями?!

В дзен-буддизме главная заповедь звучит так: «Следуя цели, ты уходишь от нее. Преграда – путь. Следуй за счастьем». Нас же учили совершенно по-другому: ставь себе цель и подбирай инструменты. И мы расстраивались: что ж такое, столько сил уходит на все, а кругом – одни неприятности. А потому что была примитивная цель. Мечтали о новой квартире? Купили. Через месяц она перестала вас радовать. Очень сложно выстроить дом, в котором и через 10 лет будешь получать удовольствие. И это никак не связано ни с престижным районом, ни с квадратными метрами, а связано с атмосферой дома. Именно поэтому в дзен-буддизме говорится «двигайся за своим счастьем». В движении за ним вы фактически как автопилот. Ловите радость, хватаете удачу. Потому что когда движешься за счастьем, не смотришь под ноги, не слушаешь общество, а слушаешь только себя. Если деньги сыплются, но человеку при этом плохо, он, движущийся за счастьем, откажется от этих денег. А откажется и двинется в другую сторону, где, может, и победнее, - там к нему и придет удача. Потому что сбалансировал, объехал препятствие…

Именно поэтому люди немножко созерцательные, вне суеты, умеют в любой ситуации прислушиваться к себе. В одном из фильмов Вуди Алана звучит мысль: единственное достойное в этой жизни – иллюзии. Звучит странно: как можно двигаться вслед за иллюзией, если в самом слове есть некая негативность. Иллюзия - ты думаешь, что так получится, а на самом деле этого нет. Так вот мое искусство жизни последнее время заключается в том, что я отважно, наотмашь, но спокойно и несуетливо реализую свои иллюзии. Хотя бы пытаюсь.

Третий вариант всегда возможен

То есть, если ты двигаешься к простой цели, то весь путь, который ты выстраиваешь к ней, уводит от этой цели, и этот путь становится барьером. И единственное, что в этой жизни приемлемо, это иллюзии. Я пришла к этому во второй половине жизни. Первую я строила формально. Окончив институт, поставила цель – пройти в аспирантуру. И прошла. Причем, у меня был 8-й месяц беременности, меня отправляли в академический отпуск, предлагая вернуться через год. Но мой второй голос сказал: Ира, аспирантура – это как сахар (он был тогда в дефиците): сегодня есть – хватай, завтра не будет. Я поступила, и правильно сделала, потому что через год мест в аспирантуре уже не было. Потом я поставила себе целью найти работу. Но с фамилией Хакамада меня на работу не взял никто. И мне пришлось работать ночным сторожем. Работала на большом недостроенном комплексе, где по углам шуршали крысы. Мне платили три рубля в час. И я радовалась: была куча свободного времени и возможность думать о том, кто ты, собственно, есть.

А мечта – преподавать в вузе – уже была. Но сначала через друзей я устроилась в НИИ Госплана. Там сразу поняла: через полгода сдохну в этом НИИ! С утра до вечера – сплетни, вязание кофточек, беготня за дефицитом… Нормальные люди в таких условиях или хлопают дверью, или остаются и впадают в депрессию. Но я ж восточный человек… Когда вас ставят в какую-то альтернативу, никогда не убирайте из головы, что третий вариант всегда возможен. Поэтому я решила остаться в этом НИИ и выжать из него все. Поступив туда инженером, я получила младшего научного сотрудника. Потом от скуки начала читать политинформации, в результате вступила в партию. Все: я была готова к преподавательской работе. Через некоторое время появилась ставка, однако, когда я пришла на кафедру, мне сказали: «Нам нравятся ваши документы, но… Дети буду болеть, замену найти сложно…» И тогда воля и желание добиться своего дали мне совершенно небанальное решение. Я предложила провести любое семинарское занятие без подготовки. Провела. И меня взяли. Но какая погоня за счастьем?! Я просто шагала тогда со ступени на ступень. У меня была семья, второй брак, муж – научный сотрудник… Денег не хватало. Я помню, как спала и видела: моя главная мечта – сто рублей на человека… Потом – 200, 400, 500 – и я думала, что буду счастлива. И когда все-таки ушла в кооператив и занялась бизнесом, дети стали нормально отдыхать, я купила себе «восьмерку»…

А после этого ушла и из бизнеса. Надоело. Я каждый раз ставила себе цель, шла к ней, не думая о счастье. Я не заботилась о себе. Поставила целью диссертацию – защитила. Получила щитовидку. Это было невозможно: писать диссертацию, ездить на занятия в МГУ, растить двоих детей, кормить мужа, который был гением, но совершенно не умел зарабатывать деньги. И все – с беготней за дефицитом, чтобы купить хотя бы кусок мяса. У нас даже на курицу денег не было. Я писала об этом в одной из книг – как муж однажды своровал в супермаркете курицу. Я говорю: «Ты что сделал?! Тебя посадят!» А он: «Я - кандидат наук, ты – тоже. Хочу курицу!» Она стоила 4.20. И мы не могли ее себе позволить.

Поэтому, защитив диссертацию такой кровью, я все равно ушла в бизнес. Мои дипломы и звания оказались никому не нужны. А зачем были 10 лет жизни, трата своего здоровья? Счастья никакого не было. Но когда занялась бизнесом, быстро поняла: это тоже не мое. Не могла бегать по сделкам с утра до вечера. Я готова была променять любые переговоры на поход в театр.

Хотела изменить Россию

И, наконец, в 1993-м я пришла к себе. Поняла: я хочу изменить Россию и готова для этого стать политиком. Приняв это решение, я победила на выборах. С того момента начался совершенно другой этап жизни, где каждую секунду я получала огромный кайф, потому что реализовывала свою мечту – изменить Россию. Это абсолютная иллюзия: Россию изменить невозможно. Во всяком случае, одному человеку, а тем более – Ирине Хакамаде. Но эта иллюзия давала мне такую энергию, что я, женщина с японской фамилией, с родственниками за границей, прорвавшись в депутаты Государственной Думы, за 13 лет сделала головокружительную карьеру. Без капитала, без олигархов за спиной. Это была абсолютная самодеятельность. Но я дошла до министра и потом – вице-спикера российского парламента, кандидата в президенты. А потом – спокойно ушла. В никуда. Мне никто ничего не предложил. Год сидела в одиночестве. Никому была не нужна. Что мне тогда давало уверенность в себе, если говорят, что из политики просто так не уходят. Ведь можно было договориться, и остаться при галстуке, при мигалках-машинах… Но… В 1993-м, когда я шла в парламент, я была на гребне своих иллюзий. А в 2005-м иллюзии закончились. Не в том смысле, что ничего не будет. Закончилась иллюзия, что именно я могу это сделать. Появилась другая иллюзия: что, общаясь с людьми, передавая им собственный опыт, я могу хоть как-то повлиять на их жизнь. Чтобы они стали увереннее в себе, свободнее, чтобы умели рисковать. Чтобы они поменяли страну. Потому что нельзя менять страну, если люди этого не хотят. Или если даже хотят, не понимают, как это сделать. Не понимают, что начинать нужно с себя…

Елена МАЛЫШЕВА

Комментарии (0)