Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Кто такой краевед?
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Кто такой краевед?

8 октября 2013 года
Кто такой краевед?

11 октября вилегодскому краеведу Михаилу Кузьмичу Трубину исполняется 74 года. Неутомимый путешественник, исследователь истории нашего края, его нередко можно увидеть идущим пешком вдоль дороги в сопровождении верного песика-дворняжки. Он – частый гость у музейных работников. Нередко его можно встретить в районном архиве. Многие обращаются к нему с вопросами при составлении родословного дерева и он никому не отказывает в помощи. Два года Михаил Трубин возглавляет общество местных краеведов. Поздравляем Михаила Кузьмича с днем рождения. Пусть вам всегда сопутствует удача. Здоровья и благополучия на долгие годы.
Именно к этой дате мы приурочили его материал – размышления о том, кто же такой краевед и чем он занимается.

Коллектив редакции журнала «Известия русского Севера» (см. «ИРС» от марта 2013 года) в лице самого С.Ю. Клочева очень своевременно поставил вопросы: «Кто такой краевед и что такое краеведение?», приглашая читателя подискутировать.
Слово «краевед» у всех на слуху, но не каждый, к сожалению, сможет дать полный и ясный ответ, не побывав в шкуре краеведа. А все потому, я думаю, что по сей день ни в трудах ученых, ни в энциклопедиях, даже у знаменитого Даля не найдете четкого определения его. Отчего такой пробел? Полагаю слово «краевед» заслуживает более широкого толкования, чем это сказано в трех словах в словаре Ожегова.
В обычной жизни, встречаясь с людьми, они по-своему объясняют деятельность краеведа. Вот несколько примеров. Преподаватель истории общеобразовательной школы в беседе со мной как-то съязвил: «Каждый может называть себя краеведом». «Да, – ответил я и тут же добавил: «Но не каждый может потянуть эту ношу». Одна радиожурналистка на вопрос: «Кто такой краевед?», не задумываясь, ответила: «Это что-то связано с природой…». И добавила: «Завтра у нас выставка цветов. Приходите посмотреть». А вот моя племянница выразилась совсем загадочно: «Умом понимаю, а как выразить словами, затрудняюсь».
Думаю, здесь не надо много мудрствовать. Слово «краевед» говорит само за себя: «владею краем». То есть знаю историю своей местности, деревень, сёл, поселков, городов, районов. Изучаю демографию, этнографию. Встречаюсь и беседую с интересными людьми. Фиксирую (документирую) их рассказы об истории местности, узнавая что-то новое. Уточняю даты, события, роясь в пыльных залежавшихся архивных источниках.
Все мы, большие и малые, старые и молодые, находимся в постоянном движении. Общаемся друг с другом, знакомыми и незнакомыми, ежеминутно получаем друг от друга поток информации. Большая часть сведений проходит мимо ушей, как ненужная шелуха, а что-то надолго остается, на всю жизнь.
От природы человек впечатлительный, как малое дитя, все запоминает. Для него нет мелочей, для него все главное. Так он в глубину и вширь познает окружающий его мир. От любопытства накапливается материал сведений, появляется огромное желание поделиться с другими. Так человек, краевед, из простого наблюдателя-созерцателя становится краеведом-писателем.
Теперь перейдем к вопросу, какая разница между ученым и краеведом. И здесь не надо сильно напрягать свой ум. Ученый-исследователь, прежде всего выполняет заказ общества (государства), получая за свой труд вознаграждение. Ему предоставлено рабочее место. Он может за государственный счет оформить командировку в архивные учреждения, выезжать за границу на научные конференции, совершать экспедиции и так далее. Прежде всего, ученый в своей научной деятельности опирается на археологические раскопки. Одним словом, ученый свою деятельность проявляет глобально, в рамках всего государства. Краевед же не может проводить свою научную деятельность глобально, как ученый. Его деятельный поиск проводится локально, т.е. внутри государства, в пределах района. Такой краевед, умудренный жизненным опытом и пытливым умом, добивается широких познаний в исследовательской работе, в некоторых вопросах не хуже любого ученого разбирается. Краевед в своих трудах может заполнять пробелы не до конца изученные даже учеными. И ученые не пренебрегают трудами краеведа, охотно используют их в своей работе.
Да в какой-то степени краевед может быть в некоторых вопросах науки и дилетантом, но это ему не возбраняется. За каждой строкой краеведческого материала кроется кропотливый труд исследователя-краеведа. Он почитаем у себя в сельской местности (в городе, районе). Ему верят. Верят опубликованной его статье, ибо он заменяет, как бы недостающего на селе, ученого. От того его работа всегда востребована в научных кругах.
Некоторые меня спрашивают: «Когда и с чего началось увлечение краеведением?» Наверное, с туристических походов 1970-ых годов. Когда я проживал в Омске, судьба свела меня с интересным краеведом Владимиром Ивановичем Морозовым. Вот это был краевед с большой буквы. Он был учеником известного ученого и создателя Омского краеведческого музея А.Ф. Палашенкова. Никто так не знал историю Омской области, где, что находится из исследовательских мест, как он. К нему приезжали молодые ученые из Новосибирской Академии наук для написания научных трудов. Сам профессор, карполог, из Санкт-Петербурга П.И. Дорофеев обращался к нему за помощью поиска залегания флоры четвертичного периода.
Однажды ему пришлось прочитать лекцию московским археологам по палеонтологии. Он акцентировал внимание на то, что в слоях тобольского горизонта среди прочих костей вымерших животных, насчитывающих полтора миллиона лет, могут находиться кости и древнего человека. И это не слова. В.И. Морозов передал мне пяточную кость, найденную им в вышеуказанном грунте. Палеонтологи Санкт-Петербурга и Москвы пока что затрудняются определить, к какому виду вымерших животных она принадлежит. В свое время Морозов организовал для школьников клуб «Родина по палеонтологии». Его воспитанники-девятиклассники готовили рефераты по данной теме. И весь его труд был на бесплатной основе. Один из его учеников, Зыкин, стал кандидатом наук по флоре четвертичного периода г. Новороссийска. Жаль только, что В.И. Морозов так и остался до конца своей жизни краеведом-любителем без высшего образования.
Для многих сегодня остается актуальным вопрос: «Был ли Ермак у нас на севере?». Жители Виноградовского и Красноборского районов до сих пор не могут определиться, в каком из них более реально почитать, увековечить память покорителю Сибири? И вообще Ермак ли был? Что-то сомнительно.
В моем понимании есть три типа краеведов.
Первый. Краевед-любитель. Читает труды ученых. Знакомится со статьями, связанными с историей местности, в которой проживает. Делает вырезки из газет и журналов, накапливая домашний архив. И на этом его деятельность заканчивается.
Второй. Краевед-архивариус. Он протер не одну пару штанов на государственной службе, роясь в залежавшихся папках-отчетах прошедшего времени. Нередко для написания трудов использует своих подчиненных в рабочее время. Ни разу не совершил хождение по забытым местам.
Третий. Краевед-исследователь. Он отличается тем, что не сидит в уютном кресле, а совершает походы, экспедиции, набирая нужный по истории материал. Использует исключительно собственные средства, забирается в такие уголки местности, где ученые не бывали. За чашкой чая, беседуя с интересным человеком, записывает рассказанные им былины. Кроме всего прочего, краевед-исследователь часами может находиться в архивных учреждениях, музеях. Анализирует собранный материал для написания своих трудов, статей. Как говорил один мой знакомый: «Настоящий краевед – это, прежде всего, путешественник, а потом уж исследователь, архивариус и так далее…»



Михаил ТРУБИН
Фото Зои Гомзяковой 

Комментарии (1)
Денис, 11.10.2013 в 11:45

Желаю уважаемому Михаилу Кузьмичу здоровья и долголетия!