Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество На святой неделюшке, повесили качелюшку…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

На святой неделюшке, повесили качелюшку…

11 апреля 2015 года
На святой неделюшке, повесили качелюшку…

В наше время, когда интерес к национальным традициям необыкновенно вырос, можно с уверенностью сказать, что Пасха празднуется, пожалуй, в каждом доме.Это самый торжественный и радостный христианский праздник, «всем праздникам праздник», символизирующий обновление и спасение мира и человека, торжество жизни над смертью, победу добра и света над злом и тьмой.
Пасха, празднуемая целую неделю (Светлая седмица), по церковному календарю всегда приходилась на промежуток между 4 апреля и 7 мая (по новому стилю).
В последние дни страстной недели хозяйки красили яйца, пекли куличи, готовили пасху, а в субботу освящали их в церкви. Утром к разговенью матери всегда будили маленьких детей.
«Вставай, детеночек, поднимайся, нам Боженька пасочки дал». Садились все вместе за стол. Отец разрезал пасху на куски, крошил освященные яйца, резал мясо, оделяя ими всех членов своей семьи. Первое яйцо делилось на несколько частей, соответственно числу членов семьи – это, по мнению крестьян, должно было укрепить семью, сохранить в ней мир и порядок.
Взрослые внимательно следили, чтобы кто-либо из детей не забыл перекреститься и поцеловать освященную пасху. «Слава тебе, Господи, пришлось разговеться нам» – тихо шептала мать.
Особым ритуалом на Пасху было христование – поздравление верующими друг друга с праздником, при котором один говорит: «Христос воскресе!», а другой отвечает: «Воистину воскресе!». С этими словами люди обменивались крашеными яйцами.

Слышала от мамы, что пасхальное яичко нужно хранить целый год. При пожаре такое яйцо бросали в огонь со словами: «Спаси, сохрани, Господь- спаситель, от пожара, от огня, от молнии, от града, от ветра». И огонь утихал.
Даже сам царь-батюшка мог похристосоваться с любым нищим, с юродивым, поскольку праздник Светлого Христова Воскресенья стирал всякие возрастные и социальные границы. В народе верили, что в Пасху весь мир преображается, ликует природа, радуется солнышко, и по тому, каким будет этот день, судили и о предстоящих событиях. С наступлением пасхального утра, также, как и в Благовещенье, ходили смотреть, как солнышко «играет» – к хорошей или плохой жизни, к свадьбе ли, к доброму урожаю…
Завидев солнце, восходящее над горизонтом, дети запевали:
…Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Как всякий большой праздник, к тому же длившийся неделю, Пасха была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.
В русских, западных губерниях на Пасху совершали обход дворов, напоминающий святочное колядование (нередко он назывался «зеленые святки»).
Обряд этот исполнялся группой мужчин или женщин – волочебников, которые ходили из дома в дом, останавливаясь перед окнами и писклявым, бабьим голосом распевали:
Не шум шумит,
не гром гремит.
Христос воскресе,
Сын Божий.
Шум гремят волочебники.
К чьему двору,
ко богатому…
Волочебникам выносили угощение – яйца, сало, деньги, молоко, пироги. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:
Кто не даст нам яйца –
околеет овца.
Не даст сала кусок –
околеет телок.
Нам не дали сала –
коровушка пала.
Оказывается, в наших деревнях, тоже совершали обход дворов. Об одном случае поведала Н.И. Федяева, 1931 г.р., уроженка Никольского сельсовета. Вот что она рассказывала: «На Пасху стучали в окно и спрашивали: «Коровы-то дома? Дома, дома! Дома бы были, домой бы ходили!» Это говорилось к тому, чтобы коровы из поскотины всегда вовремя возвращались домой.
А однажды кто-то пошутил и на вопрос: «Коровы-то дома?», хозяева ответили: «У третьего мостика». Есть такое место близ Никольска. Так вот, коровы все лето плутали. Больше так хозяева не шутили».
Излюбленным развлечением молодежи в Пасху были качули (качели). Есть такая загадка в народе: «Вверх – вниз, вверх – вниз, кататься хочешь, на нас садись».
Существовало поверье, что, качаясь, качули землю соединяют с небом. И чем выше качаться, тем больше будет урожай льна и ржи.
Из воспоминаний А.Д. Белозеровой (Аникиевой), 1938 г.р.:
– В нашей деревне Колодино, в самом центре, недалеко от дороги тоже ставили качулю. Помню, тетка Настя, качаясь, говаривала: «Так сердечко и растет, чем выше, тем милее…».
Из воспоминаний М.С. Александровой (Филипьевой), 1960 г.р., из д.Вохта:
– Пасху всегда с нетерпением ждали. Заранее собирали подаровки: опорки (старые ботинки) и складывали их в мешок. Качулю ставили в деревне Вохта, возле гумна. Жерди рубили взрослые мужики и перед Пасхой устанавливали копры. Если Пасха была рано, и снегу еще было много, то для того, чтобы он быстрей растаял, там, где стояли копры, его посыпали золой. И снег быстрей сходил.
Из воспоминаний А.В. Баданина, 1933 г.р., уроженца села Шалимово:
– Собирались из Чуркино, Казаково, Покровские. Гулянья были на возвышении, место называлось «Кубан». Начинали качаться на качулях в Пасху, в Яичное заговенье качались тоже. Ставили восьмерки – копры (восемь жердей связывали между собой веревкой), внизу жерди для опоры раздвигали. Раскачивали веревкой. Кидку делали из соломы, сверху обвязывали веревкой.
Из воспоминаний М.К. Ногтева, 1937 г.р. д.Подомо:
– Для самых маленьких детей качули устраивали на повитях, но и во дворе тоже вешали. А для взрослых качулю ставили на самом видном месте, недалеко от проезжей дороги, ниже нынешних амбаров, где во Христов день собиралась, почитай, вся деревня. Довоенная молодежь ставила для опоры четыре жерди (копры) с той и другой стороны. Внизу их для опоры раздвигали, а вверху связывали веревкой. Между копрами клали перекладину, длиной 4-5 метров и привязывали к копрам.
По центру перекладины подвешивали веревки, на них крепилась деревянная седулка, чтобы поместилось два человека. От земли седулку поднимали примерно на высоте одного метра. Раскачивали веревкой.
В 40-50 годы копры уже не ставили. Между двух сосен, которые до сих пор стоят на Подоме за Храмом Платона Студийского, укрепляли жердь (перекладину) и на нее подвешивали веревку.
В Пасху качались весь день, до самого вечера. Одевались все по-праздничному. Веселье в Пасху зависело от погоды. Если холодно, то народу много не соберешь.
Чтобы долго не качались, и не задерживали других, на ноги подавали пинок (кидку, подаровку или мяч, в разных местах по-разному называли). Как правило, это была какая-нибудь старая изношенная обувь. Те, кто качался, старались запнуть ее как можно дальше. Пока не поймают, можно было качаться. Поймавший кидку, занимал место качавшегося. Парни на качули садили полюбившуюся девушку. Частушка еще такая была:
На святой неделюшке
Повесили качелюшку.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
Качули в деревне Подомо ставили примерно до 70-х годов.
...Надо заметить, кто бы ни вспоминал о той поре, говорили: «Веселое было времечко!»
Мы благодарим всех, кто поделился с нами своими воспоминаниями.
С Пасхой вас, дорогие земляки!



Светлана КОБЕЛЕВА, лектор-экскурсовод МБУ «Краеведческий музей»
Фото из архива музея

Комментарии (0)