Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Не должно быть неизвестных солдат
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Не должно быть неизвестных солдат

29 ноября 2014 года
Не должно быть   неизвестных солдат

Я держу в руках солдатский треугольник, датированный 2 августа 1942 года. Письмо написано простым карандашом красивым разборчивым почерком. Оно – с фронта. Солдат спрашивает у своей жены, как живут его родные, просит писать ему почаще, передает им многочисленные приветы. Беспокоится, как растет табак: «Ты его, Домна, не потеряй, сбереги до меня. Пока мы находимся не на передовой, а в тылу, но скоро придет время, пойдем бить врага, разобьем и вернемся домой».

Это последнее из четы-
рех писем, которые получила с фронта от своего мужа Михаила Петровича жительница деревни Борок Селянского сельсовета Домна Александровна Кондакова. Ее муж был убит 1 сентября 1942 года возле деревни Вороново Волховского района Ленинградской области...
Эта история похожа на тысячи, миллионы таких же. Но есть одно «но». Дело в следующем. Еще осенью 1941 года женщина получила извещение о том, что ее муж пропал без вести. А вскоре она его, живого, но после тяжелой контузии «откуда-то привезла на лошади». Об этом нам поведала внучка Домны Александровны – Лариса Михайловна Меньшакова.
«Я не помню уже всех обстоятельств, про какие бабушка рассказывала. – говорит она, – Времени прошло много, я тогда еще маленькая была. Только помню, что она всё сокрушалась: «И зачем я только его выхаживала? Пусть бы больной был, но с нами».
Извещения о смерти мужа Домна Александровна так и не получала. По словам Ларисы Михайловны, впервые текст извещения о том, что «красноармеец Кондаков Михаил Петрович, уроженец Архангельской области, 1904 г.р. убит в боях за социалистическую Родину» его родные увидели уже в наши дни. «Похоронка» датирована была 4 января 1943 года и адресована Вилегодскому районному комиссару, которому поручалось «известить Кондакову Домну Александровну о смерти ее мужа». Но, по словам Ларисы Михайловны, ее бабушка это извещение при жизни так и не увидела. То ли кто-то не доработал, то ли просто время было такое лихое: вовремя не сообщили, а потом и забыли...
«Так она и умерла, не понимая, почему так получилось: пропал без вести осенью 1941-го, а после этого нашелся живым (когда она его выхаживала), да и последнее письмо от него пришло 2 августа 1942 года. До самой смерти считала его пропавшим без вести. А нам все это время хотелось узнать более подробно, как же погиб Михаил Петрович, – продолжает рассказывать Лариса Михайловна. – Ведь она помнила его до самой смерти. Хочется просто восстановить справедливость. В «Книге памяти» он также числится как «пропавший без вести».
В 2010 году вышла кни-
га «Я войну великую вынес, как положено» под редакцией В.Г. Патрушевой. Лариса Михайловна знает, что готовится второй том. И ей очень хочется, чтобы в ней была написана правда про то, как погиб М.П. Кондаков,. И тогда хотя бы в электронной «Книге памяти» можно будет сделать исправления. Кстати, это Валентина Григорьевна подсказала, к кому можно обратиться, чтобы выяснить правду об обстоятельствах гибели М.П. Кондакова. Оказывается, этим занимается Василий Алексеевич Исаков, когда-то работавший в нашем районе начальником РОВД, а сейчас проживающий в Коряжме. Лариса Михайловна с ним связалась. И то, что ему удалось выяснить, он написал ей в письме:
«Кондаков Михаил Петрович, 1904 г.р., воевал на Ленинградском и Волховском фронтах в качестве красноармейца 327-й стрелковой дивизии. В основном бои были около города Волхов. В августе 1942 года в составе 8-й армии дивизия участвовала в очень ожесточенной и кровопролитной Синявинской операции. Овладев крупным опорным пунктом Вороново и получив приказ «не отступать», при этом испытывая недостаток во всех видах снабжения, особенно боеприпасов, дивизия несла огромные потери. Ежедневно погибало до 60 человек. В конце концов остатки дивизии были вынуждены отступить, не успев похоронить погибших советских бойцов. После войны все останки советских бойцов были похоронены, в том числе и перезахороненные из могил, сделанных местными жителями, в мемориальном комплексе «Новая Малукса» Кировского района Ленинградской области. Всего в этом мемориале похоронено 21784 солдат, из них известных – 19 507 человек, неизвестных – 2277 (!). Среди известных фамилии Кондакова нет».
Скорей всего, по мнению Василия Алексеевича, он попал в число неизвестных 2 277 геройски погибших солдат. Что касается сообщения: «пропал без всети», то здесь все просто. Из Селян уходило на войну два Кондаковых Михаила Петровича. Один – из д.Борок (муж Домны Александровны), а второй – из д. Стафоровская, 1909 г.р. – он-то и пропал в действительности без вести в Карелии в ноябре 1941 года.
Лариса Михайловна очень благодарна В.А. Исакову, так как теперь она владеет всеми ксерокопиями документов, в т.ч. и из Центрального архива Министерства обороны, подтверждающими данные сведения. У нее есть даже фото данного мемориала. «Осталось только сходить в военкомат, чтобы внесли соответствующие исправления в электронную «Книгу памяти, и мой долг будет выполнен», – сказала в завершение нашей беседы Лариса Михайловна.
Выслушав эту историю,
я задумалась: только в одном мемориале более двух тысяч неизвестных солдат, а сколько у нас таких мемориалов?! И сколько людей до сих пор не знают, где похоронены их отцы и деды! Спустя годы, десятилетия разыскивают они погибших родственников, чтобы поклониться их праху, передать память своим детям и внукам…


Татьяна БЛИНОВА

На фото из семейного архива: Михаил Петрович слева, перед войной

Комментарии (0)