Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Не раз мастер говорил: «Боюсь за тебя, Бушуева, без руки можешь остаться…»
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Не раз мастер говорил: «Боюсь за тебя, Бушуева, без руки можешь остаться…»

18 апреля 2015 года
Не раз мастер говорил:   «Боюсь за тебя, Бушуева, без руки можешь остаться…»

Памятной строкой в историю Вилегодского района вписан трудовой подвиг жительниц Селянского поселения – участниц оборонных работ в Архангельске и в Карелии – Нины Дмитриевны Коржовой и Нины Ивановны Кашенцевой. На войне, какой бы длительной и быстротечной она ни была, второстепенного ничего не бывает. Все «работает» на Победу, цена которой – человеческие жизни.

…Теплый мартовский денек, на улице – яркое солнышко, а в глазах нашей собеседницы – Нины Дмитриевны Коржовой – слезы. «Никому не желаю такого горя», – сказала 88-летняя женщина в ответ на нашу просьбу рассказать про оборонные работы в годы Великой Отечественной войны. Нина Дмитриевна родилась в деревне Подкиевщина Селянского сельского совета. Кроме нее, в семье были братья да старшая сестра, которая по неизвестным нам причинам умерла еще ребенком. Вслед за ней и появилась в семье Бушуевых девочка Нина. «Ну, опять девка родилась!», – сказал на это отец. Жили бедно, но дружно. Правда, скоро семья осталась без хозяина: не вернулся он с Финской. Остались в дому дети с матерью и старики – они-то и продолжали работать, вести домашнее хозяйство. Через какое-то время – снова война, страшная, кровопролитная. Откуда тогда было знать девчушке Нине, что и ее заденет своим «крылом» Великая Отечественная: в свои неполные пятнадцать лет будет угнана на оборонные работы.
То место, где сейчас в деревне Подкиевщина стоит памятник, Нина Дмитриевна помнит очень хорошо: угорчик, ручеек…красота неописуемая! Именно отсюда ее вместе с восьмерыми ребятами из селянских деревень, парнями да девками, отправили сначала в райцентр, затем через Котлас в Архангельск. На всю жизнь запомнила женщина и слова, сказанные старичком из Большевика, их провожатым Павлом Сергеевичем: «Посмотрите, ребята, на свои Селяна. Может, вам их не увидеть больше». Павел Сергеевич довел всю «ораву» до военкомата, что в райцентре, и вернулся домой. А селянская молодежь отправилась дальше, на Шобью (ст.Виледь). Нина Дмитриевна призналась нам, что с Шобьи она сбежала, да была найдена, возвращена и посажена в «телячий» вагон. Ехали по «железке» долго, где-то выгрузились и перешли на баржу. На всех – одна железная печь, кругом – вода. Запамятовала наша собеседница: то ли по Северной Двине плыли, то ли по Белому морю… Да оно и неудивительно, ведь больше 70 лет прошло с той поры.
Новое место называлось Патракеевка, там девушки стали жить в больших двухэтажных домах-бараках. С утра уходили на работу в цеха: Нина Бушуева в механическом валы для кораблей точила, и в столярном – на станках трудилась. Не раз мастер говорил: «Боюсь за тебя, Бушуева, без руки можешь остаться, как замуж потом пойдешь?» Даже в моторном цехе работала юная девушка. В Соломбале еще побывала, мешки с фасолью разгружала. Рассказывает: «Не дай Бог, хоть одну фасолинку увидят на тебе – сразу в тюрьму отправят. Труднее становилось после работы, когда есть хотелось, но, кроме колобашки на соевой муке, ничего не было. Зато вшей нательных было множество: в баню ходили раз в месяц, и то не всегда».
Из Архангельска Нина тоже сбежала, отчаянная была. Добралась до родных Селян, хотели было посватать за местного парня, вернувшегося с фронта контуженным, но не успели, девушку снова отправили в областной центр.
Однажды рано утром в их квартиру кто-то постучался. Открывать дверь отправили Нинку Бушуеву, как самую смелую и боевую. «Нина, война кончилась», – услышала девушка у дверей и упала без памяти. Вопросы подружек слышала плохо, немного придя в себя, увидела, как девчата стоят на коленях, ревут, и друг за дружку держатся. На плач прибежали парни и услышали: «Дак ведь война окончилась!» Как бежали со второго этажа, Нина Дмитриевна уже не помнит.
Домой возвращалась зимой, опять по «железке». Звали обратно в Архангельск, но Нина уже работала в РАЙТОПе, на лесозаготовках, где и познакомилась со своим мужем. Вырастили четверых детей. Вот уже 22 года живет одна, дети и внуки с правнуками навещают.
На прощание Нина Дмитриевна несколько раз повторила: «И зачем я все еще живу? Все мои «оборонные» уже умерли, осталась я одна такая…»
 

Валерия Левыкина, ученица 8 класса, Валерия Леонидовна Баснина, учитель русского языка и литературы МОУ «Фоминская СОШ»

Комментарии (0)