Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество «Не возьмут тебя на «оборонку»: молодая еще…»
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

«Не возьмут тебя на «оборонку»: молодая еще…»

18 апреля 2015 года
«Не возьмут тебя на «оборонку»: молодая еще…»

С семьей Кашенцевых – Ниной Ивановной и Борисом Афанасьевичем – из поселка Фоминский мы договорились встретиться заранее: понимали, насколько тяжелым будет разговор о войне для старых людей.

Нина Ивановна вспоминает то далекое время не спеша: шутка ли, почти 74 года прошло с тех пор, как девчонкой отправили ее на оборонные работы. Долгожительница нашего поселка в январе 2015 года отметила свой 91-й день рождения! «Голос пропал, в горле перехватило», – слышим мы от нее. Понимаем, что это от волнения, от наполнивших душу воспоминаний.
«Родом я из деревни Демиха, Пречистенского сельсовета. Была старшей в семье Дементьевых, после меня еще четверо родилось, все девки – повела свой рассказ наша собеседница. – К началу войны исполнилось мне 17 лет: самое бы время на пляски ходить да жениха выбирать. А только женихи-то все – с повестками. Правда, особо и некогда было ходить по пляскам, потому что работала до ночи на сливпункте».
На сливпункте женщины пропускали молоко через большой ручной сепаратор, которое привозили из нескольких деревень. На работе и услышала Нина про войну, заревела вместе с другими. И началось: повестки, слезы, проводы – семьи прощались со своими кормильцами. Невдомек тогда было Ниночке Дементьевой, что и ей придет та самая «бумажка», что и ее будут провожать мамушка и любимые сестренки. Не верилось как-то! Причем одна знакомая работница ее успокаивала: «Не возьмут тебя на «оборонку», молодая ты…» Ох, как хотелось Нине тогда, чтобы слова эти не сбылись!
«Из деревни повезли нас, восемь девок, – продолжает рассказ Нина Ивановна, – ехали до пристани Усть-Виледь на лошадях, а там две баржи уже было приготовлено. Посадили на них, и что тут, девки, началось… рев стоял страшный. Успокоились только тогда, когда пообещали через три недели отпустить нас в родные места. На дворе август стоит, мы – в туфелечках. Я как-то сообразила взять с собой тонкое пальтишко: ночи-то темные и холодные. Не помню, как мы доплыли до Архангельска, а затем до города Кемль, что в Карелии. До обозначенного места шли долго, все лесом да болотом. Пришли к ночи, спать хочется, нарвали травы и улеглись на нее. Потом, пока мужики избушку с печкой посередине не поставили, ночевали в шалаше. А лес-то какой был! Загнешь голову, чтобы за макушки взглядом зацепиться, шапка так и слетит.
Дорогу мы делали для тяжелой техники, настил, а потом мхом укрывали, то есть маскировали, чтобы фашист с воздуха не заметил. Самолеты с вражеским крестом на боку летали частенько, пугали нас, а то и обстреливали. Случай однажды произошел: старичок какой-то так испугался обстрела с воздуха, что решил спрятаться… в туалете, тут же, в лесополосе, построенном, да и провалился в него, видно очень торопился забежать. Хохотали мы тогда шибко!
Еще блиндажи строили и обкладывали их кирпичом. Работа была тяжелой, вручную лес валили и на себе носили. Жили в постоянном страхе, так как Карельский фронт был недалеко, в 60 километрах от нас.
Наши обещанные три недели закончились лишь… через три месяца. Домой добирались по железной дороге в «телячьем» вагоне. С Лузы шли пешком, а потом уж наши, колхозные, довезли на лошадях. Уходило нас восемь девок, а домой вернулось лишь семь: одна заболела тифом и в больнице умерла.
Через некоторое время снова получила я повестку, на этот раз в Архангельск. Из города мы решили бежать: помчались на пристань к кораблю, а там – двое проверяющих в военной форме. Конечно, расстроились мы очень, домой все-таки хотелось. На наше счастье, старичок один встретился. Разговорились. Оказалось, он тоже возвращался домой, от работ был освобожден по причине болезни. Этот дедушка и провел нас на пароход по своим документам. От Котласа пришлось идти пешком. Как сейчас помню, была зима. А на ногах у нас обувка, которую мы сами делали: сверху дерматин, снизу дерево, все веревками перевязано. Дошли до Борков, у знакомой пекарихи поели, выспались и отправились дальше, ближе к дому. Только путь-то у нас долгий получился, потому что не могли мы никак в своей деревянной обуви на один большущий угор взобраться, непременно вниз скатывались. И смешно было, и обидно. Наверное, кто видел нас, в недоумении оставался: катаются девки с угора задом-наперед. Все-таки как-то удалось взобраться на угор».
…В деревню беглянки пришли ближе к ночи. Пусто кругом. Тишина. Домой Нина заходить боялась, сначала решила поглядеть в окошко, через которое просматривался слабый огонек лампы-мигалки. Увидела сестренок, что-то внимательно читающих. Немного осмелев, открыла дверь и застучала своими деревянными «ботами». Как только родные признали в незнакомом «мужике» Нину, обниматься побежали.
« Каждый день ждала, что придут за мной и накажут, – продолжает наша собеседница. – Как-то обедали, глядим в окно – мужик с папкой идет. «Что хошь, девка, делай, за тобой идут», – вымолвила мать и велела мне спрятаться. Потом узнали, что рабочие потребовались лес вагоны грузить, вот по этому поводу и пришли. Так оказалась я на станции Кивер: полтора года веревками лес по балкам (покатам) в вагоны тягала.
Об окончании войны узнала на Кивере. Пришел мастер по погрузке и объявил: «Девки, война кончилась! На сегодня все работы отменяются!» Мы в пляс пустились».
На этом трудовые испытания Нины Ивановны не закончились, последующие несколько лет девушка продолжала выполнять тяжелую мужскую работу: с помощью тех же веревок, вручную, грузила лес на машины.
По сей день живет рядом с нами эта простая, скромная женщина, участница оборонных работ, горько сетуя, что не смогла сохранить нужные «военные» документы, поэтому и привилегий никаких не имеет.
Недавно в поселениях района прошли мероприятия по поводу вручения ветеранам и участникам Великой Отечественной войны юбилейных медалей в честь 70-летия Победы. Медали получили и наши «оборонницы» – Нина Ивановна Кашенцева и Нина Дмитриевна Коржова. Считаем, что еще одной наградой для тружениц тыла, участниц оборонных работ будет наша память об их ратном подвиге.
Нина Дмитриевна и Нина Ивановна, вы тоже приближали Победу! Частичка вашего труда в этом есть! Здоровья вам и вашим близким!


Валерия Левыкина, ученица 8 класса, Валерия Леонидовна Баснина, учитель русского языка и литературы МОУ «Фоминская СОШ»

Комментарии (0)