Он уже оставил свой след на земле
Леонид Вениаминович Осокин, ветврач совхоза, в то время работавший заместителем Козырева, вспоминает:
– Уже тогда начались перебои с поставкой бензина. Однажды не заправили машину ветеринарной помощи. На очередной планерке директор потребовал объяснения у главного инженера. Ну, какое может быть оправдание, если не всем горючего хватает. Подводя итог, Козырев сказал: «Лучше бы директорскую машину не заправили. И давайте договоримся на будущее: оставляйте резерв или еще что предпринимайте, но чтобы спецмашины всегда были готовы на выезд». Сказано это было строго, как отрублено, без каких-либо угроз и упреков, но настолько убедительно, что было понятно – это хоть и не гласный, но приказ.
Если в этом, рассказанном мною примере, Михаил Васильевич умело опирается на силу власти, то мне вспоминается его деятельность как члена исполкома районного Совета, где в основе обсуждения вопросов на заседаниях уже проявлялись демократические начала.
Как он работал в этих условиях? Получив повестку дня очередного заседания, Козырев выбирал два-три вопроса, которые были ближе ему по его знаниям и интеллекту. Подготовленная справка – она для него была всего лишь как вспомогательный материал. Он в прямом смысле изучал эти вопросы, докапывался до их глубины и истины.
Представьте себе заседание: элегантно одетый, приятный мужчина (а это очень много значит для влияния на присутствующих) вставал и буквально устраивал разнос и тем, кто готовил справку, и тем, кто выступал до него, не разобравшись до конца. Свои доводы он обязательно аргументировал, а заканчивал, как правило, предложениями, имеющими реальную основу. Это случалось не часто, но в большинстве случаев его предложения перекочевывали в решения исполкома. Было иногда очень трудно. И вот когда он улавливал по выступлениям, что не сумел убедить коллег, перед голосованием просил слово для справки и говорил примерно следующее: «Мужики! (хотя понятно, что в составе исполкома, как правило, были и женщины) Подумайте еще раз, ведь неладно сделаем. У меня все!».
И надо же, его предложения при голосовании проходили. Видимо, это простое обращение «мужики» – имело какую-то магическую силу убеждения.
Мосты
Идея строительства постоянного моста за реку Виледь на территории совхоза не покидала и предыдущих руководителей хозяйства. Но чтобы стучаться во все двери по этому вопросу, нужны были показатели. А чтобы резко поднять эффективность производства, нужен… мост. Но одно другого не исключает при наличии резервов. Где их взять? Можно себе представить, с каким напряженным поиском работала «команда». Только один пример: совхоз первый и единственный в районе применил чековую форму контроля затрат, от внедрения которой значительно (почти на 20%) возросли за год экономические показатели.
На редкой планерке Михаил Васильевич не слышал от кого-нибудь из присутствующих: «Вот был бы мост…». «Пора!» – решил директор и сел за составление обоснования строительства объекта на имя руководителей управлений сельского хозяйства, райисполкома и облисполкома. В нем он меньше упирал на сложность управления хозяйством при отсутствии постоянной переправы через реку, а глубоко и подробно изложил экономический эффект при наличии моста.
В РАПО мнения разделились: кто-то верил в успех, потому что очень хотелось верить, а кто-то скептически замечал, мол, мечтать не вредно. Тем не менее, П.М. Воронцов дал согласие на командировку в Архангельск с открытой датой.
Областное управление сельского хозяйства в то время возглавлял В.С. Фомин, еще в недалеком прошлом руководивший совхозом «Вилегодский». Кому-кому, а ему-то не надо было объяснять необходимость объекта. Тут же попросил прикинуть стоимость моста. Результат не обрадовал обоих: затраты гораздо превышали те лимиты, которые предусматривались Законом.
– Но, может, вы нам хоть частично поможете, так сказать, долевым участием. Мы ведь уже начали отсыпку подходов к реке – не отступал Козырев, – хозспособом будем строить.
– И в каком месте? – поинтересовался Владимир Семенович.
– Прямо с выходом к животноводческому комплексу. Отпадает необходимость и подвесной мост содержать.
Задумались вилегодские мужики….
Молчание прервал Фомин:
– Слушай, Михаил Васильевич, поезжай-ка ты, парень, в Москву. Я тебе командировку выпишу. К министру вряд ли попадешь, но ко главным по строительству, может, пробьешься. Бумаги все при тебе, голова тоже. Прямо отсюда и езжай.
Так Козырев в одночасье превратился в «ходока». Конечно, в первопрестольной его не ждали и не встречали. Заходить в министерство «Главдорспецстрой» пришлось не по парадному крыльцу, а через запасной выход, через который бегали курильщики. Однако в отдел попал. Вот тут-то пригодились все выкладки и даже карта – схема совхоза.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вилежанин не скупился на благодарности, ведь доброе слово душу ласкает. И вот уже готов проект распоряжения. Прочитал. Не понравилось. Мостовой переход указывался длиной всего 18 метров. Стал убеждать: во-первых, не определено место, которое больше подойдет, а, следовательно, и ширина реки в том месте. Напишите просто «в районе с.Вилегодск», а проектировщики-изыскатели определят.
И вот после короткого разговора о производственных показателях совхоза документ был подписан главным. «Добро» на проектные работы получил «Пермьсельхозпроект», который направил распоряжение своему филиалу в Сыктывкаре.
Мне не подобрать тех слов, которые объяснили бы состояние души Козырева, когда он ехал обратно. Да и сам бы не передал. В этом случае говорят – «был на седьмом небе». А сколько пришлось пережить за эти дни!
Конечно, знал, что это только первый шаг и понял, что ввязался в очень хлопотное дело, но ни разу его не посетила мысль об отступлении. После первого же звонка в Сыктывкарский филиал Пермского института «Сельхозпроект» проектировщики стали отказываться от работ по изысканию и проектированию. Мотивировали тем, что загружены в своей республике, да и ехать кружным путем через станцию Виледь уйдет почти целая рабочая неделя. Вот тебе и новая «головная боль»! Но Михаил Васильевич сам же повесил в кабинете лозунг: «… хочешь сделать – найдешь средства» Сам себе сказал: «Вот и ищи выход!»
На аэродроме в Вилегодске заходил на посадку самолет, а затем взял курс на Широкий Прилук. И тут же у него возникла идея: закажу-ка я для них спецрейс, богатые, расплатятся, зато время сэкономят. Договорился с Котласским авиаотрядом, согласовали день, время с проектировщиками и полетел. В полете намекнул высокому начальству республики: мол, не пора ли строить дорогу на Широкий Прилук (соседний ЛПХ Коми возил продукцию на Котласский ЦБК). Как в воду глядел!
«Комидорстрой» согласился выступить подрядчиком. Но чтобы проект не остался на бумаге, потребовали письменную гарантию от завода-изготовителя металлоконструкций. Подсказали, и где находится завод, в Воронеже!
Опять командировка. Опять решение проблем. Завод поставил условие: не нужно денег, только хвоя и только пиловочник. Козырев знал, что затраты совхозу компенсируются подрядчиком. Но ведь 800 кубометров не восемь, надо время, отгрузка по железной дороге. И другого выхода не было. Обратился к лесозаготовителям: «Мужики! От вас зависит – будет ли мост!». Откликнулись. В кратчайшие сроки лес отгрузили. Проект еще проходил экспертизу, а металлоконструкции уже лежали на берегу, ждали своего часа.
Михаил Васильевич в те годы был депутатом областного Совета депутатов, состоял в комиссии по дорожному строительству. Здесь и свела судьба с начальником облавтодора Каляминым, который в разговоре предложил: «Что заставляет отдавать строительство «Комидорстрой», тем более они не очень охотно берутся. Заключайте договор с «Мостоотрядом N№9». Что и сделали.
Однако не все о проблемах. В то самое время произошло одно чудесное событие. В рамках того же Постановления «О развитии Нечерноземья» государство создает новую организацию «Дороги Нечерноземья», в фонд которой выделялись колоссальные средства. Региональная дирекция фонда взяла на себя финансирование всех подобных объектов в области. Так что совхоз был освобожден от каких-либо затрат. Материально пострадал только директор совхоза (слишком скудные были командировочные, их, как правило, не хватало).
В общей сложности от изысканий до сдачи моста ушло два года. Объект тут же был передан «Автодору», чтобы затраты на обслуживание моста не ложились на себестоимость продукции. Такова вот эпопея.
По сегодняшним меркам это сооружение стоило бы не менее 200 миллионов рублей. Деньги всегда считали: хоть в советские годы, хоть сегодня. Тем более заполучить такую сумму не из простых?! Это, конечно же, стоило здоровья не только Козыреву, но и тем, кто даже косвенно вносил вклад в осуществление идеи.
На общественных началах
Позже Михаил Васильевич был переведен в РАПО на должность главного инженера районной инспекции Гостехнадзора. Но, где бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, всегда был в гуще общественных дел. Много созывов избирался депутатом районного Совета, членом исполкома, депутатом областного Совета. Он никогда не кичился депутатством, а прибегал к использованию силы мандата только тогда, когда обстоятельства требовали от него выступления как доверенного лица избирателей.
Примеров тому много. Приведу некоторые из них. Не все знают, что автотрасса «Северный коридор» должна была пройти по первоначальному плану через поселок Савватия Котласского района. Тогда она миновала бы наш Широкий Прилук. Козыреву удалось убедить руководство «Автодора» внести коррективы в проект. Кому приходилось иметь дела с подобными изменениями, знают, как это не просто.
При строительстве автомобильного моста через реку Виледь в селе Ильинско-Подомское по согласованию с районной администрацией (главой в то время был А.В. Поморцев) «Автодор» просит его ехать на переговоры в Воронеж, как уже бывавшего там. Съездил. Был подписан трехсторонний договор на поставку опять же металлоконструкций.
Пришлось Михаилу Васильевичу принимать участие в поиске проектировщиков для строительства подвесных мостов в Вилегодске, Ильинско-Подомском, Никольске. Обращались в ряд городов, но соглашения достигнуть не удавалось. Зная пробивной характер Козырева, обратились за помощью к нему. И он как-то «откопал» такую фирму, причем рядом, в городе Кирове. А то даже ведь до него в Свердловск ездили.
Удалось ему внести свою лепту еще в одно важное дело. 25 лет район хлопочет об отводе газовой ветки от станции Виледь. Вопрос и сейчас до конца не решен. Ездил в Газпром, где подписали соглашение между администрацией района и ОАО «Ямалгазинвестом», который и оплатил 17 миллионов рублей Санкт-Петербургскому проектному институту за подготовку проекта. На этом пока и застопорилось.
Не забывает Козырев и о наказах своих избирателей. По их просьбе был асфальтирован участок дороги от развилки с моста до деревни Колодино, осуществлена телефонизация деревень Гришинская и Колодино.
Ясно, что ни в каком деле удача не приходит сама собой. Ее, как известно, добиваются упорно, терпеливо и обязательно с глубоким знанием дела такие «ходоки», как Михаил Васильевич Козырев, вкладывая титанический труд.
Эпилог
Великое благо (по Платону) сегодня служить людям и, несомненно, будет служить долго.
Известный философ сказал как-то: «Я земной и все земное мне не чуждо».
Михаил Васильевич Козырев, о котором я попытался рассказать, тоже земной человек. А этот очерк о нем только мизерная толика его неброской, но яркой жизнедеятельности. В то же время он, как и многие из нас, имеет семью: жена, два сына и дочь. Уже внуки и внучки подрастают. Имеют с Галиной Степановной подсобное хозяйство. Михаил Васильевич занимается пчеловодством. В этом деле пригодились и столярничество, с которого начинал.
Галина Степановна посвятила себя торговле. А второй святой обязанностью ее и стала как раз семья, дети. Не мог глава семейства в те периоды в полной мере выполнять многие обязанности по дому. Просто не хватало времени. Но «тыл», как говорят, был у него надежный.
Семен МЕНЬШАКОВ, Почетный вилежанин
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы