Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Она никогда не искала теплого и сытного местечка
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Она никогда не искала теплого и сытного местечка

15 марта 2014 года
Она никогда не искала   теплого и сытного местечка

В последнем доме по улице Октябрьской в поселке Фоминский проживает со своей мамой простая скромная труженица, нынче пенсионерка, Нана Ивановна Тропникова. По правде сказать, ехала вовсе не к ней, а к её маме, Афанасье Дмитриевне Непеиной. 12 октября ей исполнится 100 лет. Однако пообщаться со старенькой, почти прикованной к постели женщиной не удалось.

Разговорилась с её дочерью, 78-летней Наной Ивановной, хотя все её в поселке зовут Надеждой. Чем больше узнавала о её жизни, тем больше проникалась к ней глубоким почтением и уважением.
…Нана была первенцем в большой многодетной семье. Детей было шестеро, а сейчас, кроме нее с матерью, никого и не осталось. Жили в деревне Васюнино Вилегодского сельского совета. С 13 лет девочка пошла работать. Сначала уборщицей в «Лесхимартель». Заводик, где гнали смолу и скипидар, находился в 10 километрах от деревни по речке Нарчуг и назывался «Межевица». Отец Иван Леонтьевич вернулся после Великой Отечественной войны контуженным и вскоре умер, так что жилось семье нелегко, как впрочем и большинству людей в то тяжелое послевоенное время. В 50-е годы девушка переходит работать в ОРС. Вместе с Лидой Маланиной, Васей Губкиным и Иваном Карповым они доставляют на лошадях продукты из Ильинска и со склада в селе Вилегодске в лесопункты Широкий Прилук, Сорово, Фоминск. Сколько мешков с мукой, крупой и сахаром, ящиков с маслом, мясом перетаскала на своих плечах совсем еще хрупкая девчушка! Когда ОРС перевели в Сорово, Нане Ивановне предложили «теплую» работу – помощником пекаря в поселке в 33-ем квартале. Другой бы обрадовался, а ей и «не поглянись» та работа в тепле и у хлеба. Пошла в лес сучкорубом в Соровский лесопункт. В лесозаготовительной бригаде их работало три женщины: Варвара Сапоненко, Ливея Конопля и Генриетта Дидич, а попросту Генка (так её звали в коллективе). Трактористами их «сороковки» были Иван Стенин и Николай Шевелев, вальщиками – Анатолий Смирнов и Иван Осипенко, бригадиром – Леонид Шамаров. Их уже никого нет в живых. Обычно приезжали в лесную делянку на машине. Сначала женщины, преодолевая снежные сугробы, добирались с лопатами до деревьев, которые планировалось спилить, и огребали вокруг них снег. После того, как вальщики спилят лес, обрубали сучки, сжигали в кучах хвойные ветки. Случалось, работала вместо помощника вальщика –толкачом. Брала в руки «вилку» на стяге и толкала деревья. В ту пору сосны рубили мощные, не каждую руками обхватишь. Силушку надо было иметь недюжую, чтобы направить дерево падать в нужную сторону. А если, бывало, запьет и не выйдет на работу чокеровщик, заменяла и его, чтобы не подводить бригаду. Наравне с мужиками трудилась. Не жалела себя, не думала о последствиях, вот и надорвалась.15 лет в лесу топором отмахала. После такой мужицкой работы не смогла рожать детей.
В 1965 году переезжает в Фоминск и трудится в передовой бригаде Вениамина Андреевича Шевелёва (за высокие показатели в работе он был награжден орденом Ленина) вместе с Александрой Шениной и Галиной Фокиной (сучкорубы), Николаем Бушуевым (вальщик). В 1972 году вышла замуж. В 2006 году муж умер. Мать с той поры, как дочь переехала в Фоминск, живет с ней. В последние перед пенсией 12 лет Нана Ивановна трудилась кочегаром на локомобиле. Грузила чурки в вагонетку (туда входило четыре куба дров), на лебедке подтягивала ее к котлу, а потом сбрасывала дрова в топку. За сутки работы надо было нагрузить четыре вагонетки дров. В поселке уже тогда водяное отопление было проведено в контору лесопункта, клуб, детский сад, магазин, здание сельского совета. И она, получается, обеспечивала их теплом.
Труд у этой женщины всегда был на первом месте. Её фотография долгое время висела на Доске почета в Сорове у конторы Вилегодского леспромхоза. Слушая её, боясь причинить боль ненужными вопросами, не спросила, но понимала, как тяжело быть женщиной и никогда в своей жизни не услышать слова «мама», обращенного к тебе. Не любоваться внуками, забравшимися на колени, не слышать их веселого смеха. Поэтому всю свою нерастраченную любовь и заботу она отдала матери. Не каждый может представить, сколько надо моральных и физических сил, терпения, чтобы почти десять лет ухаживать за лежачим человеком и не жаловаться на судьбу. Нана Ивановна с достоинством несет свой жизненный крест…


Текст и фото
Зои ГОМЗЯКОВОЙ

Комментарии (0)