Помню, кузница важно стояла…
У моей бабушки Анны Васильевны Воронцовой, в девичестве Байбородиной, (1889 года рождения) из всех ее многочисленных братьев и сестер рядом, в деревне Залесье, проживал Сергей Васильевич с семьей. Родился он в октябре 1887 года в этой же деревне и работал в сельхозартели «Страна Советов» кузнецом. Как умелец-самородок, был и жестянщиком, и лудильщиком, и паяльщиком. Его отличали – редкая доброта и человечность.
Со своей женой, Антониной Михайловной, она родилась в марте 1889 года, воспитали семерых сыновей. Все были трудолюбивыми. А в годы Великой Отечественной войны сыновья их защищали свое Отечество. Есть среди них и орденоносец – мичман Северного флота – Иннокентий, оставшийся жить после войны в Ленинграде. А вот одного из сыновей поразила молния в грозу.
Жили справно, можно сказать, богато. Мне в раннем детстве довелось часто бывать у них в большом дому, в котором была отведена специальная комната для мастеровых дел, где он паял, лудил металлическую посуду, которую приносили для ремонта сельчане. В мастерской стоял специфический запах. Когда дядя Сергей работал, там что-то всегда «шипело, фыркало, плевалось, звенело». Нам, детям, это казалось таким загадочным явлением, иногда наводило страх. К тому же, еще и деревенские старушки зачастую рассказывали нам, детям, сказки о разных «леших», «домовых». Мне даже казалось, что некоторые сильно верующие и малограмотные дедушки и бабушки воспринимали работу жестянщика, как связь… с потусторонней силой. Правда, уточню, больше это приписывали почему-то тете Насте. Возможно, решили, что такой загадочный шум происходит не от мира сего. Кстати, когда в конце пятидесятых начале шестидесятых годов я училась в Слободской семилетней школе, то на уроках труда нас тоже учили этим премудростям: лудить, паять и так далее. Это было так интересно!
В доме кузнеца был исключительный порядок. И, что удивительно, никогда не было сутолоки, а ведь семеро сыновей в доме росло.
Отчетливо я запомнила и кузницу на окраине Залесья, неподалеку протекала река. В том месте деревенские жители сажали капусту и лук, поэтому оно так и называлось – «капустниками». Кузница нас манила какой-то необыкновенной, интересной жизнью. Особенно долго и завораживающе мы могли смотреть на горку углей. Неслучайно, в 1995 году я написала стихотворение «Кузница»:
«То заветное место в Залесье с краю…
Видит Поилу свою…
Помню, кузница важно стояла…
Честно выжила долю свою!
Те маха и горнило я в детстве
Много раз задевала рукой
Неба зарево жизни сердечной
Жило в кузенке этой простой…»
Это стихотворение я посвятила дяде Сергею. Умер он 21 февраля 1953 года, в возрасте шестидесяти шести лет. Сидел на крылечке у сестры своей Анны, стало вдруг ему тяжело…
А жена его, Анастасия Михайловна, жила долго – до 93 лет (на фото). Как говорится, «в улег не лежала». Кузнечное дело продолжили сыновья, так мать велела! Мол, благородное это дело, нужное! Осталась в нашем роду память об этом человеке – дяде Сергее. Ушел он в мир иной, а делу его не дала умереть его жена Анастасия. Ревностно следила, чтобы не умолкала кузня.
Богата наша Виледь талантливыми людьми. Пишу вот эти строчки, и думаю, авось пригодится мысль-то моя о кузнице. Почему бы не возродить это хорошее дело в нашем районе. Польза-то двойная бы была: и заказы бы были (изделия – прочные!), и туристов можно привлечь.
Александра БАЙБОРОДИНА, с.Ильинск
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы