Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Русь в фильмах Клавдии Хорошавиной
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Русь в фильмах Клавдии Хорошавиной

28 октября 2014 года
Русь в фильмах   Клавдии Хорошавиной

У нашей коллеги, известного архангельского режиссера и журналиста Клавдии Хорошавиной случилась беда – у нее тяжелое заболевание, на лечение которого требуется большая сумма – порядка пяти миллионов рублей или больше, в зависимости от курса доллара.

Мы рассказывали об этом в предыдущих номерах «ПС». Поддержали Клавдию Михайловну и наши коллеги из других изданий. На просьбу о помощи откликнулись многие наши читатели. Переводов идет много, но суммы, которые могут позволить себе перечислить друзья и почитатели таланта Клавдии Хорошавиной, относительно небольшие. И все же удалось собрать почти миллион. Очень надеемся, что найдутся люди, которые смогут оказать существенную помощь. Клавдию Хорошавину поддержали друзья из писательской организации. Владимир Личутин, известный русский писатель, лауреат Государственной премии, сегодня говорит о фильмах Клавдии Хорошавиной, о значении и значимости ее творчества.
Архангельский режиссер Клавдия Хорошавина сняла серию замечательных фильмов о Русском Севере. Она с любовным сердцем поглядела в Русь и обнаружила столько прекрасных душевных людей, кто и о пользе Отечества печется, и семью свою пестует, и душу строит, и с Богом советуется, и в грядущее пытается проникнуть благочестивым взором, – и вот, всматриваясь в эти светлые лица, в этот бесконечный поток жизни на экране, невольно как бы живой водой омоешься и Русь нашу святую увидишь трезвым рачительным взглядом. Временщики их принуждают выживать, а они – живут; их гнут через коленку, а они – не ломаются; крестьянские лица полны достоинства, глаза – любви и северной строгой прямоты, как бы спрашивают с экрана: не солжешь ли, не с кривой ли душой прибыл к ним? Они деятельны, и руки их постоянно ищут заботы... Мужики затейливы во всяком ремесле, бабы – певуньи и стряпухи, уж года вроде поджимают, а глаза не обмелели...
Вельск и Виледь, Каргополь и Онега, Лешуконье и Мезень. Русские коренные вотчины, где выстоялся особенный национальный характер, но вот эти-то земли и хотят запустошить, а народ согнать с исторических палестин.
Удивительная по силе воздействия картина. За столом крестьянин, крепкий и весь какой-то ладно скроенный, не исгорбаченный, не скособоченный, не изморщиненный, без привычных клешнятых ладоней плотника-отходника, а рядом мостятся шестеро сыновей, как на подбор, целая дружина, парни головастые, плечистые, этакие боровики-толстокореныши без единой червивинки. Тут же и мать, мудрая женщина со светлым взором, речистая. Говорит: «Надо так семью строить, чтобы дети уже до двенадцати лет наработались. Только труд воспитывает и крепит человека, без работы человек изгнивает, еще не вырастя. А другой науки не придумано. Вот внушают нам, дескать, все для детей, все для них. А я учу своих: дети – все для родителей... Дети должны быть поклончивы перед нами... Вот сыновья мне купили путевку в санаторий. Мама, поезжай, отдохни. Я говорю: спасибо, детки. И поехала. Мне хорошо было, а деткам моим и того сердечней, что мамке подноровили, добро сделали».
Порою невольно воскликнешь, глядя на разбой и разор в стране: эх, заскорбели мы умом, оплошали, помрачились, не разглядели сразу недотыкомку, близко подпустили подпазушного клеща к народному телу, захворали; но зачем же прежде времени в смертную постелю валиться? А не стоит ли, братцы, озаботиться собою и ближней роднею и, потиху устрояя, укрепляя переменчивый мир, двинуться дальше по большаку в свое будущее, уготованное Богом для каждого народа. Если впереди много исторического времени, то и не стоит торопиться, ибо всегда успеешь совершить все заповеданное; но если последний срок подошел – тем более не надо спешить, но озаботиться о своей душе. А нас торопят, подталкивают закоперщики лиха ко краю, нас улещивают сладкими словами, дескать, как мирно и ладно лежать в могилке-то; но мы не поддадимся обманчивым посулам, но растопыримся локтями и самую черную немочь, что грает над нами, сживем со свету в ямку...
Как ни грустно помыслить, но простой народ даже в Боге живет от нас, умственников, как бы осторонь, не припускает к себе близко, то ли остерегается проказы и обманки, то ли устал от переменчивой господской науки. Деревня к Богу подходит просто, без особого искуса и литературного тумана, не старается проткнуться в сердцевину книжной веры, чтобы не ошалеть, не задохнуться в ней.
В картинах Хорошавиной много женщин, молодых и изжитых. Женщины-роженицы более цепко связаны чувствилищем с матерью-землею и, несмотря на внешнюю закорелость, исполнены глубинной мистики чрева. Одна из них – травница Вера Алексеевна Зашихина из Белой Слуды. Издалека к ней попадает народ, чтобы снять недуги. Еще с детства жило в Зашихиной крохотное зернышко «причуды», лежало в груди, не прорастая. Однажды, в девчонках еще, играли на лугу, подружки сплели венок и возложили Вере на голову, и она вдруг заплакала: «Ой, что же вы наделали, сорвали цветы, а они ведь живые. Цвели бы и цвели, никому не мешая!» Вера Алексеевна жила на белом свете неприметная, как все, многие годы до пенсии работала в совхозе «осеменатором», не зная о своем даре. Но постоянно переживала, осеменяя коров, что делает не Божью работу. И вот случилось – заболела так тяжело, что с кровати долго не могла подняться. Только полегчало, вышла на крыльцо, а мимо идет соседка, и Вера вдруг как бы по-особенному прозрела и увидела женщину насквозь: вот сердце бьется, вот почки, селезенка... С той поры не только открылся дар ясновидения, но стала женщина слышать голос Бога.
«Однажды лечу мужика и слышу громкий гудок, и явственно вижу, как идет по морю белый пароход. А мужик-то и не знает, что мне видение. – Зашихина рассказывает каким-то раздумчивым учительным тоном, без спотычек и бунчанья, лишь на время плотно закрывая глаза и погружаясь в себя. – И мне тут голос: «Смотри, дочь моя, вот сейчас судно может потерпеть крушенье». – «Но там так много народу, и все они погибнут». И голос мне: «Найдется среди них человек, что поднимет руки, попросит помощи у Меня ради будущей жизни, и все будут спасены». А я говорю: дескать, берег вижу недалеко... Какие-то вроде мерещат острова. А голос мне: «Какие, ты думаешь, острова?» – и сам подсказал: – «Соловки». – И после добавил: – «Когда Русскому Северу станет очень тяжело, и придет беда, тогда найдется молитвенник, поднимет руки к небу, попросит Бога, и все будут спасены».
Вот такой был у меня потаенный разговор с Богом...» ...Но кто будет этим праведником? Где, в каком глухом засторонке России, в какой скрытне, в каком образе потаенно обитает молитвенник, ничем не выказывая себя и дожидаясь своего часа, – ясновидящая не сказала, умолкла на полуслове; будто знает по Божьему благословению, где он, но пока не пришла пора явить народного заступника. Значит, не так тяжко еще на Руси и терпению не наступил предел? Может, неясно, слишком робко уповают на него и худо, неочетливо верят в Бога? …Россия погрузилась в себя, выстраивая душу. И ждет русского героя.



Владимир ЛИЧУТИН
Фото Виталия Крехалева
Правда Севера от 22 октября 2014
Печатается в сокращении

Хорошавина Клавдия Михайловна
Реквизиты:
Северный Банк Сбербанка России
Отделение N№8637 Сбербанка России
АО 8637/0138 Архангельского ОСБ 8637
ИНН 7707083893 КПП 290102001
БИК 041117601
Корр. счет 30101810100000000601
Лицевой счёт N№40817810604000751698
Номер карты Сбербанка:
63900204 9000923656
Как перевести деньги по телефону на карту Сбербанка: Набрать заглавными буквами слово ПЕРЕВОД пробел 9502551546 пробел сумма, которую вы хотите перевести.

Она доказывает, что удивительное,
светлое живет рядом…

Мне довелось брать у Клавдии Михайловны Хорошавиной интервью несколько лет назад, когда она приезжала в наш район снимать свою очередную картину о русском Севере. Тогда я работала в «Вилегодской газете». Наш офис находился в гостинице «Виледь», где она проживала несколько дней.
Помня о масштабности ее личности (в этом убедилась еще на «Бале прессы» в Северодвинске в 2004 году), я жутко смущалась, но Клавдия Михайловна оказалась настолько проста в общении, что вскоре от моего стеснения, робости не осталось и следа. Клавдия Хорошавина не только хороший журналист и режиссер, а человек очень глубоких интересов, человек думающий, творческий, не поверхностный. Она доказывает своим работами, к которым так хочется прикасаться, как к чему-то большому, что удивительное и светлое живет рядом, надо только распахнуть свою душу. А она это делать умеет, как никто другой. Поможем Клавдии Михайловне справиться с бедой! Пока есть такие творческие, умные, правдивые люди, хочется верить, что «Россия воспрянет ото сна…»

Нина ОВЕЧКИНА

Комментарии (0)