Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Слабая и всесильная…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Слабая и всесильная…

17 февраля 2015 года
Слабая и всесильная…

Весной по нагретым завалинкам весело прыгалось и бежалось. Зимой - скрип от ходьбы и полозьев саней по снегу, дымка над крышей. Колокольчики, все травы земли звучат, разговаривают. Деревянный сруб колодца, ведро, полное живой воды… Дорога в поле среди синих васильковых огоньков во ржи… Загадочное дыхание ветра…

Вот так просто захотелось описать красивую, небольшую деревушку под названием Мишина Гора, которая располагалась среди черемуховой зелени, полей, оврагов и логов. Это – малая родина моей героини – Анны Павлиновны Захаровой (в девичестве Лобановой). Родилась она 85 лет назад – 15 февраля.
Кроме ее, в семье подрастали еще сестра Таисья и два брата – Иван и Александр. Их мать, Анисья Павловна Кучина, родом из деревни Карино, была высватана мишинским пареньком Павлином Лобановым, который был на четыре года моложе своей невесты.
Анна Павлиновна вспоминает: «Семья наша увеличивалась, поэтому тятя хотел перестраиваться, передовую избу сломал, всю раскатал, и на тебе – война. Его забрали сразу же, на третий день. Мама Анисья, в деревне звали ее Онисья, говорила мне, что он уходил вместе с твоим отцом, Григорием Семеновичем. Анфисья, твоя мать провожала их на телеге до Усть-Виледи. Доехав до пристани, тятя снял с себя суконные штаны, отправил их с твоей матерью, чтобы наша мама сшила из них что-нибудь. Мы жили ведь шибко бедно. Сына младшего, Александра, который родился в октябре 1941 года, отец так и не видел: уже был на фронте. От него пришло только одно короткое письмецо со словами: «Отправляюсь в бой!», и больше ни одной весточки. А мне шел двенадцатый годок…».
Уже потом стало известно, что рядовой Павлин Иванович Лобанов, 1910 года рождения пропал без вести в декабре 1941 года.
А вот что когда-то рассказала Людмила Федосеевна Захарова (в девичестве Лобанова), которая до замужества жила в этой деревне неподалеку от них, умерла она в 2007 году: «Онисья Павловна жила худо, в косой пустой избе, в доме ничего не было: кровать, лавки да стол. Как братья из деревни Карино приедут, всего навезут, тогда пляску откроют, все и напляшутся».
– Так ли это было? – спросила я свою собеседницу.
А та в ответ: «Не говори-ко, так оно было. Как хорошо она это приметила. Правда, мы коровушку держали, курочек, но ведь молоко и яйца сдавали государству. А братьев у мамы было действительно трое, все жили лучше, чем мы. Приедут – не только гостинцев привезут, гармошку с собой захватят, гармонистами славились. Особенно весело было в Савватиев день, тогда набиралась целая изба гостей. Мама умела и пиво варить, и угощать. Хоть жили небогато, но всем она свадебки справила. Когда мы сами обзавелись семьями, тоже приезжали к Мишиным, чаще это было в «девятое». Помню, как придем с кладбища, поднимались все на оживинский угор. Вот где было веселье! Я ведь от мамы тоже пиво научилась варить, получалось окусным».
Анна Павлиновна, несмотря на ее возраст, бойко продолжала рассказывать, уточняла даты, делилась пережитым со всей своей откровенностью: «Мне доставалось больше всех в нашей семье, как самой старшей. После Таськи рождалась еще двойня, две девки, через год они умерли. Кормить-то было нечем. Мама подоит коровку, убежит на колхозную работу, меня оставит со всеми. А чего я, шестилетняя, могла? Вот погрею молочко – то во рту, потом в рожочек, да и им в ротик. Сашка потом народился, за ним, малехотным, тоже глаз нужен был. Правда, он рос крепышом и здоровеньким.
Когда поболе-то стала, бригадир давал наряд: яровые, лен чистить. Льну в ту пору много сеяли, рвали его вручную, надо не отставать было от старших. Солнышко кое-как выползет, с мамой уже бежишь лен рвать. У нее своя постать, у меня рядом – своя. Позже боронить научилась, жать. Сама снопы завязывала, суслоны ставила. На четырнадцатом годку отправили от колхоза на сезонную работу в Нарчуг лес сплавлять, а на пятнадцатом – в лесных делянках сучки обрубала. Так было десять лет подряд. Можно сказать, в школе и не поучилась. Походила в Ивашевскую, три класса только и вышло».
«Ты, по-моему, говоришь сейчас об этом без боли и тоски в сердце. Почему?» – задаю ей вопросы один за другим.
«Все уже прошло. Жили, как будто, так и надо было жить. Только хлебушка бы досыта наистись! Об этом больше мечтали. Маму было жалко, – ни обуть, ни оболокчи. Теперь вот скучаю без братьев, Ивана и Александра. Оба выросли на моих глазах. А какие они были видные да трудолюбивые, оба играли на гармошке; жаль, что мало пожили. Сестра Таисья, которая очень болеет, живет теперь в Подоме, за ней хороший уход держит моя внучка Наташа, дочка моей дочери Нины».
«А как обживаешься без своего Василия? Ведь он был не всегда гладким и покладистым», – спрашиваю.
«С мужиком всегда легче, какой бы он ни был. С Василием прожили вместе 59 лет. Детей вместе растили, образование давали, вместе радовались появлению внуков. Да, характер был не мед, но я подчинялась, порой, брала молчанием, речей больших не заводила».
«Василий Яковлевич, можно сказать, знаменитость. При орденах и медалях!», – снова задаю вопрос.
Отвечает достойно: «По-другому и не скажешь. Он был трудолюбивым и ответственным человеком, известным на всю округу трактористом. В своем деле очень грамотный, со всема ладил и помогал, кто к нему обращался. А я чего? Тоже работала, 40 лет моему трудовому стажу. Когда с Василием уписались, с Мишиной Горы он меня увез в деревню Якушино, где прожила 60 лет, а сам тогда остался работать трактористом у вас, в колхозе имени Кирова, больше трех лет жил у тещи. А мне только другой бригадир, уже из колхоза «Путь к коммунизму», давал наряды на всякие разные колхозные работы. Трудилась со всеми другими бабами наравне. И тоже имею награды: «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы», не раз была и на Доске почета».
«Где познакомилась со своим суженым?» – спрашиваю Анну Павлиновну.
«Где, где, у Мишиных. Его в мае 1953 года направили в наш колхоз трактористом, меня поставили с ним плугарить, вот и наплугарились… Через два года поженились. После меня, как я уехала, у него помощником был твой отец, Григорий Семенович».
Да, надо сказать, мои родители тепло отзывались о работящем муже Анны – Василии. А я их запомнила, как молодую семейную пару, часто приезжавшую в гости к Анисье Павловне. Не обходили стороной и наш дом. Позже, когда я стала работать в райкоме комсомола, отделе культуры, не один раз останавливалась во время командировок у них, в Якушино.
Чем дольше человек живет, тем картина воспоминаний дополняется новыми событиями и новыми впечатлениями. Попросила вспомнить свою собеседницу о том, где и когда собиралась молодежь в нашей деревне?
«Моей ровесницей была Галя Кашенцева с Оживихи, Николая Семеновича дочь. Вот она, я да Манефа Анны Николиной (Сороки), вместе соберемся, да возьмем с собой моего двоюродного брата, гармониста Юрика Оськина и пойдем, то на Коновалиху, то на Быково, то на Нылогу. Но больше как-то к нам приходили, летом плясали на оживинском угоре. Порой, до первых петухов. Зимой же собирались у Евланьи в нашей деревне. Кто ей хлеба принесет, кто керосину. Рассчитывались по-разному, я да Манефа были из семей небольшого достатка, поэтому мыли полы после этих плясок.
Свою деревню Мишина Гора, которую раньше называли еще Чижковой Горой, не забыла. Она в моей памяти всегда. Все- таки 25 лет там прожито. В деревне стояло только 14 домов. Она жила своей жизнью, было спокойно и хорошо. Семьи были большими, все жили по-разному, но в деревне уважали друг дружку, приходили на помощь в трудные минуты. Вот и после войны жили сплоченно. Из всех ведь мужиков-то с войны вернулся только твой отец, ему приходилось нелегко, одной бабе надо косье ввернуть, другой – уледи сшить, третьей – грабли сделать, да и свою семью надо было улаживать. Теперь, поди, наша-то деревня вся заросла. Последний раз на празднике деревни Оживиха была в 2001 году, мы тогда всей семьей приезжали».
Дети и внуки Анны Павлиновны давно живут самостоятельно. Жаль, что старшей, Нины, нет в живых. Она работала зуботехником, была очень доброй и светлой женщиной. Материнское сердце до сих пор не перестает болеть и тревожиться. Вторая дочь Аля прижилась в лесном поселке Сорово. Сын Николай со своей женой Светланой выстроили дом в деревне Воронцово. Как-то я зашла к ним в гости, порадовалась за их домашний уют и простор. Кстати, вместе живут в дружбе и согласии 36 лет. У них с радостью всегда гостили и жили как Василий Яковлевич, так и Анна Павлиновна. О своей свекрови Светлана отзывается приветливо: «Она всегда помогала нашей семье, уноровная, со мной все по-хорошему. Иногда приезжала и жила до трех месяцев. Опять пообещала, после своего юбилея, нас навестить. Но главное слово в их семье всегда оставалось за Василием Яковлевичем, свекровь ему не перечила, против слова ему не говаривала».
И тут мне на стол выставили сундучок, который был привезен из Питера еще Яковом Тимофеевичем Захаровым, отцом Василия Яковлевича. На внутренней стороне крышки стоит дата «1917 год». Теперь он у младших Захаровых. А что внутри? А там хранится сокровище: документы, удостоверения, другие наградные материалы, в основном, Василия Яковлевича. Их просто все не перечислить, назову самые главные: Орден Трудового Красного Знамени, медаль «За преобразование Нечерноземья РСФСР». Трижды признавался победителем социалистического соревнования и награжден Знаками Министерства сельского хозяйства, был признан ударником 9 и 11 пятилеток. Последняя награда самая важная: ему 19 июля 2007 года было присвоено звание «Почетный вилежанин».
Однажды, поговорив с саминскими женщинами, я попросила их рассказать про старших Захаровых. Татьяна Кронидовна Меньшакова так охарактеризовала их: «Семья работящая, муж Василий Яковлевич был всегда на первом месте, передовиком. Анна Павлиновна – женщина красивая, очень разговорная, общительная, всегда готова поддержать беседу. Хозяйство держали большое, детей всех вырастили хороших». А Валентина Ивановна Губкина добавила: «Хозяйка очень приветливая, миловидная женщина. Лишка на мероприятия в наш клуб не ходили. Хозяин не ходил, и жена дома оставалась. На праздники деревни, если Василий Яковлевич скажет добро, дак вместе и шли».
…В последнее время Анна Павлиновна больше живет в Самино со своей младшей дочерью. Я там тоже побывала, житье богатое и привольное. Татьяна с мужем Василием держат корову, теленка, поросят. Мама теперь своей дочери не помощница, так об этом выразилась метко: «Нет владинья, так и нет радинья!»
Всеми детьми наша юбилярша очень довольна, с большим уважением отзывается о снохе Светлане. Внуки тоже не забывают свою бабушку, а их у нее десять, правнуков двенадцать. Одних племянников насчитала с десяток.
Напоследок спросила Анну Павлиновну: «Как здоровье?». Ответ был краток: «Худенько. Да ште хоть, сойдет. Много годков-то стало».
Наша встреча меня еще раз убедила в том, что эта, слабая по натуре женщина, одновременно может быть всесильной, мудрой, богатой. А как мы обрадовались, что увиделись и поговорили!
От всей души поздравляю Анну Павлиновну Захарову со славным юбилеем, 85-летием со дня рождения! И желаю долголетия, крепости духа! Счастья, радости и мира всему твоему роду: детям, внукам, правнукам!


Е.Г. Байбородина, заслуженный работник культуры РФ
Фото автора

Комментарии (0)