Снова побывали на Виледи.
В прошедшем июне Вилегодский район вновь посетила фольклорная экспедиция кафедры русского устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Надо заметить, впервые московские фольклористы побывали на Виледи летом 1974 года, потом, спустя более 30 лет, летом 2008 года группу студентов привезла сюда на фольклорную практику та же руководительница, ныне покойная доцент Алла Васильевна Кулагина. В этом году небольшой студенческой фольклорной экспедицией, проработавшей в районе около недели, руководил уже ученик А.В. Кулагиной, старший преподаватель Василий Александрович Ковпик. Он прислал в нашу газету свои впечатления о поездке.
За те почти 40 лет, что прошли со времени экспедиции 1974 года, вилегодская земля сильно изменилась. В те годы она была далекой, труднодоступной глубинкой, сельскохозяйственным регионом со слаборазвитой сферой обслуживания и торговой инфраструктурой. Во многих деревнях люди жили еще по-старинному, бедно, работали на земле подчас, не зная благ современной цивилизации. Теперь же здесь построены хорошие дороги, осуществляется регулярное транспортное сообщение, в районе сеть частных магазинов и предприятий сферы услуг. Во многих местах построены и строятся новые дома, а в райцентре, даже, многоэтажные. У многих хорошая мебель и прочая броская обстановка, современная бытовая и оргтехника техника, много личных автомашин и мотоциклов.
Вместе с тем, наряду с этими достижениями нельзя не заметить и отдельных изменений в худшую сторону: запустение многих, особенно дальних деревень. Молодежь предпочитает уезжать: и даже не в райцентр, а в ближние и дальние города. Население района год от года убывает. Наблюдается полный упадок сельского хозяйства, в деревне стало трудно достать натурального молока от хозяйской коровы. Скот жители почти не держат, предпочитая по-городскому покупать привозные продукты в магазине. Из трудоспособных местных жителей, что не заняты на госслужбе и в бюджетных организациях, в торговле или в сфере обслуживания, многие работают в лесу, и не хотят работать на земле. Очень удручает пьянство, в том числе и подростков, молодых мужчин, женщин, многие из которых, перебиваясь случайными заработками или живя на пособие по безработице и за счет родственников-пенсионеров, не имеют иных целей в жизни, кроме как приятно провести время. Бывают пьяны уже с утра и по будням, и в праздники.
Конечно, за эти 40 лет сильно изменилась и фольклорная традиция. Если в 1974 году был записан богатый материал. Множество сказок, традиционных лирических песен, протяжных, хороводных, солдатских, шуточных и прочих. Многие из них в хорошем хоровом исполнении. Были записаны подробные описания свадебного обряда с песнями, величаниями, причитаниями, приговорами дружки. Была найдена даже былина, то в XXI веке ото всего этого богатства обнаруживаются только… следы, отрывки, которые подчас с большим трудом припоминают представители самого старшего поколения.
В повседневном быту нынешних вилежан эти традиционные жанры совершенно не востребованы, поэтому очень скоро совсем уйдут в прошлое вместе со своими последними знатоками. Лучше сохранились частушки, поздние песни литературного склада (так называемые «городские»), былички (рассказы о нечистой силе и колдунах) и заговоры, к последнему жанру в послесоветскую пору наблюдается скорее не угасание интереса, а, наоборот, рост.
Тем не менее, в нынешнем году нам удалось встретить людей, помнящих многое из культурного наследия прошлых веков и записать интересные фольклорные материалы. В этой короткой заметке нет возможности перечислить всех, с кем мы познакомились во время последней этой экспедиции, поэтому назову лишь некоторых запомнившихся нам людей.
За день работы на территории Вилегодского сельского поселения состоялось много незабываемых встреч с местными жителями. Особо дорожим тем, что услышали от Антонины Савватиевны Гавшевой из деревни Дресвянка, которая радушно приняла московских фольклористов, пела старинные песни (большую ценность среди них представляет протяжная песня «Отправлялся Олександрушко» – лирическая версия исторической песни о смерти императора Александра I). Антонина Саввтиевна рассказавала о свадьбе, Яишном заговенье, о народном хоре, в котором выступала, его репертуаре и участниках, тяжелой жизни во время Великой Отечественной войны, о детском фольклоре. Записали от нее и полный вариант былички о проклятой девушке-невесте из бани, и озорные анекдоты, и старинные загадки. В селе Вилегодске много песен записано от Ии Ивановны Бушуевой. Она спела их сразу больше дюжины, в том числе балладную песню «Вот солнце закатилось за темные леса» о неожиданной встрече во время войны женщины с мужем и сыном, ушедшими в солдаты. Анна Васильевна Козырева из Гришинской, много лет участвовавшая в хоре «Вилегодские забавы», замечательно пела частушки: старинные, хороводные и плясовые песни. Они вошли в репертуар хора от местных старушек, которых теперь уже нет в живых. Это такие, как: «Посеяли мы лебеду на берегу», «Как на нашей на сторонке», «С горы на гору катала колесо» и другие. В Самино мы побеседовали с Графирой Федоровной Меньшаковой – частушечницей, знатоком танцев и плясок, которая еще и сама играет на гармони.
Особенно запомнилась поездка в Селяна (пос. Фоминский и окрестные деревни). Край этот, в древности звавшийся «Вилегодская Пермца», самый дальний в районе, долгое время сохранял культурную обособленность. И сейчас там можно встретить людей, знающих много такого, что в других местах уже забыто. Почти полдня собиратели фольклора провели в д.Фоминская (Закурья) в гостеприимном доме Нины Прокопьевны Тропниковой, вспомнившей старинные песни, балладу «Дочка-пташка» (ее Нина Прокопьевна запомнила от бабушки), и рассказавшей о свадебном обряде с замечательными приговорами дружки, которые она запомнила от односельчанина Прокопия Михайловича Тропникова, талантливого рассказчика и дружки на свадьбах. Очень запомнилась и встреча в д.Игнатовская (Кузины) с Апполинарьей Михайловной Соловьевой, последней оставшейся постоянной жительницей некогда большой деревни. Несмотря на возраст (91 год) и болезни, Апполинарья Михайловна сохранила бодрый дух и ясность ума. От своего отца, участника Первой Мировой войны, побывавшего в германском плену, она запомнила сказки (волшебные и бытовые) и песни. От нее записали и балладу «Муж жену губил», и быличку о проклятой дочери – невесте из бани, и замысловатые старинные загадки.
Много интересного поведала Екатерина Степановна Буракова из Сидоровской, в том числе замечательную бытовую сказку об укрощении строптивой жены, а вдвоем со своей подругой Лидией Ивановной Федяевой из деревни Вохта пели песни, много частушек, рассказали о детском фольклоре (прибаутки, считалки, загадки).
Собранные за три экспедиции на протяжении почти сорока лет богатые фольклорные материалы в настоящее время готовятся к изданию в сборнике вилегодского фольклора. Публикация сборника позволит нынешним жителям района лучше представлять себе и жизнь, и духовный мир своих предков.
Фольклористы Московского государственного университета глубоко благодарны работникам культуры: Екатерине Григорьевне Байбородиной, заведующей отделом народного творчества, за неоценимую помощь в приеме и организации двух последних фольклорно-этнографических экспедиций, она всегда была рядом с нами. Хочется сказать большое спасибо Олесе Юльяновне Гогохия, директору школы искусств N№28, Сергею Юзовичу Новикову, директору центра дополнительного образования за предоставленное жилье и хорошие условия проживания студентов. Низкий поклон всем вилежанам, радушно встречавшим нас и щедро делившимся воспоминаниями о старине, песнями, сказками и частушками!
В.А. Ковпик
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы