Уехали из блокадного Ленинграда на Виледь
…До войны в пригороде Ленинграда, в огромном доме с красивым ухоженным садом жила семья Табонайнен. Глава семейства – Павел Степанович – работал инженером по строительству мостов. Его жена – Анна Степановна – была фармацевтом, работала в одной из аптек.
По национальности супруги – карело-финны (ингерманландцы). Воспитывали четырех дочек: Лилю – двенадцати лет, девятилетнюю Антонину, пятилетнюю Альму и Любу, которой исполнилось два годика. Старшая Лиля – это моя бабушка.
В первые дни войны глава семейства был призван на фронт и почти сразу же погиб. Анна Степановна осталась одна с детьми. Началась блокада. Жителей города эвакуировали через Ладожское озеро. Решилась на эвакуацию и Анна. С собой на баржу можно было взять поклажу до 30 килограмм. Из одежды взяли отцовский тулуп, кое-что девчонкам да продуктов немного. Отправились, сами не зная куда, лишь бы от войны подальше. На барже плыли три дня при постоянной бомбежке. Затем их пересадили на поезд и повезли, как сказали, на Север. Куда именно – никто не знал. Первое время тоже бомбили, но по мере удаленности от линии фронта бомбежка прекратилась.
Когда долго стояли, люди разжигали костры, чтобы вскипятить воды, заварить какую-нибудь похлебку. Во время одной из таких стоянок Анна варила на костре кашу своим голодным девочкам, и вдруг, без какого-либо объявления, поезд тронулся. Что тут началось! Все бежали, кричали! Анна, с обезумевшим от страха лицом, ухватилась за вагон, очень сильно поранила руку: ржавый гвоздь проколол ладонь насквозь. Но она не отстала от поезда. Обняла своих перепуганных детей, а вот только каши так и не удалось поесть.
На другой день у нее поднялась температура. Самые необходимые лекарства у женщины были с собой, но нужны были антибиотики. Пошло заражение крови и через три дня Анна умерла. Через несколько дней от голода умерла и самая младшая девочка – Люба. Всех умерших помещали в последний вагон. Когда поезд дошел до станции Котельничи, всех мертвых сгрузили и похоронили в братской могиле.
Вагон, в котором ехали дочки Анны Табонайнен перецепили и отправили дальше на Север. Путь был тяжелым и далеким. У девочек украли вещи и документы. Остался только отцовский тулуп, на котором они сидели, и который их спасал от холода. Долгих три месяца ехали сестры до конечной точки – станции Виледь. Когда поезд остановился, все вышли, а они остались сидеть в вагоне, закутавшись в отцовский тулуп. За окном было темно, холодно. Куда они должны были идти? Вагон отогнали в тупик. Девочкам было очень страшно, не было сил даже кричать. На их счастье какой-то мужчина пошел проверять вагоны и обнаружил детей. На подводе их привезли в лесопункт Нарчуг, поселили в холодном, нетопленном доме, есть было нечего. Через некоторое время добрые люди принесли им одежду и поесть. Правда, однажды девочки лишились отцовского тулупа: один человек предложил им ведро картошки в обмен на тулуп. Конечно, дети согласились, а картошка оказалась вся гнилая.
Так началась жизнь трех сестер Лили, Тони и Альмы Табонайнен на Виледи. В селе Вилегодске открыли Детский дом и девочек взяли туда одними из первых. Когда четырнадцатилетней Лиле выправляли документы, то прибавили возраст, чтобы она могла работать. По документам она стала шестнадцатилетней и была оформлена пионервожатой Детского дома. Это был 1943 год. В дальнейшем она уже работала воспитателем. Дети ее очень любили, ласково называли «наша Лиля» или «наш Лилек». Впоследствии она окончила Сольвычегодское педагогическое училище, получив диплом учителя начальных классов. В 1950 году Детский дом в Вилегодске закрыли, но вернуться девочкам было не куда. Они написали письмо в Парголово, где они жили до войны, им пришел ответ, в котором сообщалось, что на месте их дома – огромная воронка от бомбежки. И Лиля Табонайнен осталась жить на Виледи. Ей предложили работать заведующей Вилегодским клубом. Согласилась, но немного поработав, поняла, что ее призвание – учить детей. Направили в Курьинскую начальную школу. Там и судьбу свою встретила – вышла замуж за Василия Афанасьевича Меньшакова. С мужем воспитали пятерых детей. Сейчас ее дети, вспоминая маму, говорят: «Она была отличным учителем, замечательной мамой, хорошей женой. С ней было легко, она ни когда не плакалась, не жаловалась на жизнь».
Ее сестра Антонина, после войны окончила в Москве ткацкое училище, но немного поработав в городе, вернулась в Вилегодск. Младшая Альма – получила диплом педагога. Вышла замуж, уехала на родину мужа в город Черкесск.
На долю Лили Павловны Меньшаковой (Табонайнен) выпало немало горя, трудностей, но дети вспоминают ее, как большого оптимиста и с гордостью рассказывают историю своей семьи, уже своим детям. Вот так эту историю узнала и я.
Анна АЛЕКСАНДРОВА, 9б класс, МОУ «Ильинская СОШ»
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы