Газета Вилегодского района Архангельской области
2 мая 2015 г.
Главная Общество Вас ждут катание с горки и веселые забавы…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Вас ждут катание с горки и веселые забавы…

17 февраля 2015 года
Вас ждут катание с горки   и веселые забавы…

Особое место среди крестьянских календарных праздников на Руси занимала Масленица- праздник проводов зимы и встреча весны. Сроки ее были подвижны и зависели от даты главного христианского праздника Пасхи: празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели, предшествующей началу Великого поста. По времени это соответствовало второй половине февраля – началу марта.

Масленицу справляли целую неделю и, поэтому, ее недаром называли «сплошной». На протяжении всех семи дней еду не убирали со стола (во всяком случае, традиционные блины должны были стоять на столе все время).
На протяжении всей недели шли народные гуляния. Все, от мала до велика, должны были принимать участие в праздничных гуляниях, исключение составляли только больные и немощные люди.
Но все-таки, несмотря на то, что Масленица была поистине всеобщим праздником, детям в ней отводилась своя, особая роль. Им выпадала честь открыть этот праздник, встречать и приветствовать «честную, широкую, веселую боярыню Масленицу».
Символически эта «встреча» проходила так. Накануне Масленицы деревенские мужики, как правило, выезжали на базар за покупками. Они возвращались, обвешанные целыми связками сушек, баранок. Тут их уже поджидала местная детвора, которая налетала на них с криком: «Дядя, везешь ли Масленицу?». Отвечавший «Да» должен был угостить детей баранками, пряниками, калачами. Того, кто отвечал «Нет», били или забрасывали старыми лаптями, которые заблаговременно собирали по всей деревне.
Катание с гор имело и магический обрядовый смысл. На протяжении масленичной недели во всех вилегодских деревнях шли гуляния. Вот что рассказал нам Михаил Константинович Ногтев из деревни Подомо:
«Горки делали практически везде. Катались, кто на чем был горазд, даже на собственных полушубках. Кто на кошуле из телячьей кожи, кто на дощечках, на больших деревянных санках по несколько человек.
Ну, а вот на шестах не везде катались – дело уж очень трудоемкое. Подомцы еще в 60-е годы устраивали такие катания. Жердей в колхозе много заготовляли на огород, из них выбирали шесты. Длина жердей была 4-6 метров. Их прочно укладывали на прокладки. Одна прокладка ложилась под спой двух жердей, вторая под середину жерди. На концах двух жердей делали зарубы по 8-10 см. Их соединяют; спой делают ровным и приколачивают к прокладке гвоздями. Все должно быть соединено очень плотно и крепко. Соединение жердей выравнивали рубанком или скобелем. Укладывают, как рельсы, на расстоянии двух вытянутых рук.
Накануне праздника с помощью тряпки (холстины) и воды, на шесты наносили тонюсенький слой льда. И так делали несколько слоев. В самом низу горки, укладывали не одну охапку соломы, чтобы мягче было падать. На шестах было кататься небезопасно. Для этого брали не самые лучшие валенки, а в некоторых деревнях их еще и подмораживали. Начиная с понедельника, катались целую неделю! Кто с кем сговорится. Парень должен был крепко удержать девушку. Но бывали и лихачи, которые старались подбить спускающуюся пару. Догонят, упрутся руками, так и едут вчетвером, а то и больше. Когда на соломе образовывалась куча-мала, вот тут-то и было веселье, крик, визг. У ребятишек руки для катания на шестах были коротки, поэтому они наставляли палкой. Самых маленьких на шесты не допускали. Ну, а в «прощеное воскресенье» народу собиралось еще больше. Как и в любой другой праздник, одевались нарядно: в кафтаны, сарафаны да шали. Шум, шутки, гармонь, песни, смех сопровождали праздник. Ведь к теще на блины приезжали зятевья. И не один десяток зевак собирался из соседних деревень: с Роженца, Ильинска, Воронцова, Елезова, Сидоровской.
Плясали тут же. У шестов и горок вина и пива не подавали (приходили уже «готовенькие»). На шестах катались примерно до 70-х годов. Сейчас эта традиция, к сожалению, утрачена. Лошади, запряженные в кошовки и розвальни, – неотъемлемая часть праздника. Особый колорит вносили упряжки с разукрашенной сбруей. Далеко был слышен перезвон колокольчиков и воркунов на расписных дугах. Поезд лошадей с гармошками и песнями проносился по деревне. Замечательное было время».
Из воспоминаний Веры Иннокентьевны Лялюшкиной, из той же деревни: «Каждая девка должна еще прокатиться на шестах столько раз, сколько упала в праздник. Говорили: «Пошли собирать кости».
Заканчивает масленичную неделю «Прощеное» воскресенье. И начинется Великий пост, который длится до Пасхи.
Следуя народным традициям, в воскресенье 22 февраля, в 10:00 Вилегодская изба радушно распахнет свои двери для гостей. Вам будут предложены блины на любой вкус, мастер классы, можете посетить сувенирную лавку. А на задворках избы детвору ждут горка и веселые масленичные забавы.
Благодарим за сотрудничество удивительного человека, знатока вилегодских традиций, М.К. Ногтева.


Светлана КОБЕЛЕВА, лектор-экскурсовод МБУ «Краеведческий музей»
Фото из книги В.А. Сухих «ВОСПОМИНАНИЯ»

Комментарии (0)