«Я должна вам рассказать про войну»…
Прежде чем постучаться в дом Полины Егоровны Шевелёвой, я многое о ней уже знала от жителей поселка Сорово.
…Медик по образованию, как впрочем, её дочка, внучка и сын. Ей 90 лет. Приехали они с мужем в Сорово в 1961 году из Горьковской области. Муж – военнослужащий. Пока строили здесь свой дом, некоторое время жили в Фоминске. Муж работал заведующим новым клубом, она – библиотекарем, а вечером продавала билеты на киносеансы. Достроив дом, вернулись в Сорово, и Полина Егоровна почти 15 лет отработала в детском саду. Сначала была заведующей детскими яслями, куда принимали малышей с двухмесячного возраста, а когда ясли соединили с деткомбинатом, была назначена старшей медсестрой. Её в коллективе слушались беспрекословно. Работы было много: делали детям прививки, проводили витаминизацию, следили за здоровьем малышей, порядком и чистотой в помещениях. Её работу приезжали проверять специалисты из Котласа, и никогда не было к ней никаких претензий. Полина Егоровна говорит, что «работала здесь в удовольствие до самой пенсии (до 1979 года) и коллектив у них был замечательный».
Да, она необыкновенная! Очень интеллигентная, умная, общительная, и что меня поразило, несмотря на возраст, изучает финский язык.
– До 12 ночи порой сижу, заучиваю слова, – рассказывает, показывая русско-финский разговорник. Видимо и память у нее от того хорошая, что постоянно её тренирует.
Полина Егоровна, неожиданного предложила: «Я должна вам рассказать про войну». И я узнала то, что перенесла 16-летняя девчушка, одна отправившаяся из Карелии в Череповец в 1941 году.
Долгие годы их семья жила в Петрозаводске. Когда началась война, мать с двумя младшими братьями эвакуировались из города, а её оставили присматривать за квартирой. Никто и не предполагал, что война с фашистами растянется на долгие четыре года. Финская-то была всего три месяца. Однажды ночью она услышала стук в дверь. Пограничник сорвал крючок на двери и закричал, чтобы Полина срочно собиралась. Мол, сейчас подъедет машина, и их вместе с соседкой тетей Шурой отвезут на пристань. Полина собрала чемодан, куда сложила самое ценное, деньги 375 рублей, документы и хорошие отрезы на платье.
Отплыв от города по Онежскому озеру на катере на несколько километров, они увидели, что город заняли немцы и финны. Началась стрельба, взрывы, загорелась нефтебаза. А с берега в них стали стрелять. Вода вокруг их маленького суденышка, на котором плыли около двадцати человек, бурлила и клокотала от снарядов, разлетаясь на мелкие брызги. Только чудом они остались живы. А вот два корабля с баржами на их глазах загорелись от попавших снарядов и пошли ко дну. Полина Егоровна хорошо запомнила тот день. Это было 1 октября 1941 года в два часа ночи. Петрозаводск четыре года оставался оккупированным немцами и финнами.
Они тогда благополучно переправились на противоположный берег озера в деревню Лисицино Заонежского района. Надеялись обрести тихую гавань, а там вовсю шла стрельба, слышались взрывы, грохот. Один из деревенских жителей сказал: «Скоро сюда придут финны».
– Нет, я здесь ни за что не останусь! – решила отчаянная Полинка. – Буду добираться к бабушке в Вологодскую область. Договорилась с капитаном парохода, который наутро отправлялся в другой пункт назначения. Опять плыли по озеру. Причалили в поселке Песчаном. И только подошла она к одной избе, как у той от взрыва открыло двери. Где пешком, волоча санки с чемоданом, где в кузове на машине со студентами добралась измученная девушка до города Пудож, потом до Каргополя, далее до станции Няндома. На вокзале подошла за билетом до Череповца, а его кассир не дает, требует пропуск. Побежала в милицию. Свой чемодан спрятала на вокзале за сиденьями. Пропуск у милиционеров выпросила, но вернулась на вокзал только через два часа. И видит такую картину: сидит какая-то девушка в обнимку с Полининым чемоданом. Разобралась с воровкой, поклажу отобрала. А в это время подошел поезд с Севера. Он вез людей на оборонные работы. Полина без труда доехала на нем до Вологды, и даже билет не потребовался.
В пути ей встречались не только добрые и открытые люди, пускающие на ночлег, делясь с ней скудной пищей, но и настоящая шпана, вскрывающая ножом котомки, сумки, обкрадывающая в вагоне попутчиков.
Помнит, как приехали на станцию Дикую. Вокзал полон, люди стоят вплотную друг к другу, а по радио объявляют, что дальше в сторону Ленинграда поезд не пойдет. Но и тут Полина с девушками, с которыми познакомилась в пути, не падают духом. Смотрят, идет воинский эшелон, останавливается. Они просятся в вагон. Им разрешают. В дороге около Вологды поезд бомбят с самолета. Он останавливается. Девушки выскочили и… опять повезло. На паровозе, везущем уголь, доехали до Череповца.
Вот так с приключениями и добралась девушка к своей бабушке в деревню Турмановскую, к матери и братьям. А они там голодают. Есть совершенно нечего. Вскоре девушке вручают повестку на оборонные работы. Месяц работала, рыла землянки. Вот только не оформилась, как полагается, поэтому в её биографии это не отражено. В феврале 1942 года страшный голод погнал её с братом в Ташкент к теткам, сестрам их отца. Но это уже другая история из жизни этой милой, задушевной женщины…
Зоя ГОМЗЯКОВА
На фото автора: Полина Егоровна со своим портретом.
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы