«За Волгой для нас земли нет!»
Сегодня, 2 февраля 2013 года, исполняется 70 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. «Сталинград» – в годы войны это слово, как пароль победы, передавалось из уст в уста.
Битва под Сталинградом, длившаяся 200 ночей и дней (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года), стала одним из величайших сражений современности. Под Сталинградом были не только перемолоты отборные гитлеровские войска, в этой битве выдохся наступательный порыв врага, был сломлен его моральный дух.
Казалось, что выстоять в подобных условиях было просто немыслимо, это противоречило обычному представлению о человеческих возможностях, но стойкость наших солдат впечатляет. Выстояли! И не только защитили город, но перешли в наступление и победили.
Перелистываем старые пожелтевшие вырезки газет, которые есть в нашем краеведческом музее, видим лица молодых солдат: кому-то в ту пору было восемнадцать неполных лет.
В сегодняшнем рассказе мы поведаем о единственном оставшемся в живых в нашем районе участнике Сталинградской битвы – Анатолии Николаевиче Елезове из деревни Матвеевской. На вид ему дашь не более 70 лет, а на самом деле Анатолию Николаевичу – 90.
Родился 30 августа 1923 года в большой крестьянской семье. Мы записали его рассказ о той войне.
«Нас было пять братьев и одна сестра. Я окончил 7 классов. Отец устроил работать на льнозавод. Работал там два с половиной года. Меня призвали в армию 23 февраля 1942 года. Наша команда от военкомата была с семилетним образованием, а до этого в ноябре ушли – с десятилетним. Нас отправилось 50 человек. Надо было добираться до Великого Устюга. Дали в военкомате пять лошадей. Каждый набрал с собой сухарей (без них нельзя было), нужно чем-то питаться в дороге. Мешки положили на подводы, а сами шли пешком, следом за лошадьми.
До Великого Устюга семь дней добирались. Пришлось ждать еще месяц, чтобы сформировалась команда курсантов. Как и положено, выдали обмундирование: все по размеру. Учеба была усиленная, того требовало положение на фронте. И на лыжах ходили километров по 15-20. Иногда разыграется буран, всех занесет снегом, не вылезаем из-за заносов, чтобы не замерзнуть. Потом, разгребая снег, все друг дружку находим, чтобы никого не оставить.
Мы отучились всего три месяца, хотя планировалось больше. В июне перебросили в город Нарофоминск под Москву. Верховному главнокомандующему Сталину мы очень верили. Каждый день слушали сводки информбюро, политрук приходил и говорил о том, где, какие изменения на фронте. До первых осенних месяцев нас, можно сказать, доучивали всем военным премудростям. Кто взрослее был, тех отбирали сразу в артиллерию. А у меня был друг из Мухонской Николай Изосимович Кондаков, так он сказал: «Елезов, пока не поздно, пойдем в автоматчики!». Мы сразу в автоматчики и перешли. В роте было 120 человек. В полной боевой готовности делали марш-броски по 100 километров в сутки. К примеру, попадется речка на пути, а она глубокая и широкая. И, хотя есть мост, командир приказывает: «Идти вброд!» Я-то хоть плавать умел, ладно. А другие не умели, так и шли по шею в воде. Потом на солнце обсыхали.
Вскоре эшелоном всех отправили под Сталинград. Но поезд не дошел до станции почти 200 километров. Пришлось иди пешком, в полной боевой выкладке.
Как-то переходим дорогу. Вдруг крик: «Воздух!». Побежали к окопам, там солдаты. Спрашиваем их: «Сколько в окопах сидите?» Отвечают: «Уже месяц». До передовой было около 800 метров. Последовал приказ: «Автоматчики, все на танки». Наши танки пошли, видим впереди один горит, за ним другой. Мой друг Колька Кондаков говорит: «И наш танк сейчас загорит».
Точно, и наш тоже загорел. С танков слезли и пошли в атаку. Вот такое боевое крещение!
Тогда взяли двух немцев в плен. Я их сопровождал. Веду немцев, а они ничего не понимают, да и я тоже. Когда сели передохнуть, я им пишу на песке: «Год рождения 1923?», Один из них тоже пишет: «1923», другой – «1924». Привел языков и сдал.
Линия обороны переходила из рук в руки: то к нам, то к немцам. Укрывались в вырытых уже окопах. А однажды мы получили такое задание: выбить немцев-автоматчиков из наших оставленных танков. Ползком приблизились почти вплотную. Смотрим: одного из них ранило, другого – убило. Меня тогда тоже ранило. А вот моего друга Колю Кондакова – убило. Хоронить не было возможности. У убитых мы взяли тушенку, чтобы хоть как-то поддерживать свои силы. Командир уже готовил похоронки, чтобы отправить их родным.
В конце сентября меня серьезно ранило: получил сквозное ранение в руку, нерв перебило. Меня и других раненых отправили в тыловой госпиталь. Профессор пришел, посмотрел и решил, что надо делать операцию под общим наркозом. Через три дня после нее началось заражение. Пришлось делать снова. После этой у меня щеки горели, как огонь. Нервы были перебиты. Лечение было длительным – восемь месяцев. После отправили домой, на шестимесячную реабилитацию. Но рука не поправлялась и комиссовали.
Надо сказать, тогда еще и награды не сразу давали. Но мой командир сказал: «Старшина Елезов заслужил медаль «За боевые заслуги». Вручили и орден Отечественной войны I степени. Есть у меня и юбилейные медали.
На второй год председатель колхоза стал настаивать на том, чтобы я был бригадиром в деревне. Мне пришлось заняться, работал 4 года. День Победы уже встретил в поле».
Кстати, мы узнали о том, что Анатолий Николаевич получил поздравление от губернатора Волгоградской области в связи с 70-летием Сталинградской битвы.
«За Волгой для нас земли нет!» – с этим девизом сражались защитники волжской твердыни. Столько человек из нашего района были участниками этого сражения доподлинно никому в музее и военкомате не известно. Вот имена тех, о ком нам удалось разыскать хоть какие-то сведения: Анатолий Николаевич Елезов, д.Матвеевская; Суворов Алексей Дмитриевич, д. Быково; Анкудинов Анатолий Иванович, д.Сысоевская; Бреховских Николай Максимович, д.Стрункино; Байбородин Василий Андреевич (данных нет); Шинев Виталий Иванович, д.Соколова Гора; Пузырев Зосима Алексеевич, д.Роженец; Гомзяков Иван Григорьевич, д.Матвеевская; Бобков Иван Егорович, Селянский сельский совет; Кондаков Михаил Петрович, д.Борок, Селянский сельский совет, в 1943 году под Сталинградом пропал без вести; Лобанов Дмитрий Васильевич; Фокин Митрофан Семенович, 1922 г.р., Ильинский сельский совет; Полушин Леонид Арсеньевич, д.Дьяконово; Бреховских Николай Андреевич, 1921 г.р., д.Брёхово (Пречиста); Дементьев Михаил Дмитриевич; Кирьянов Николай Васильевич, д.Вохта, Ильинский сельский совет; Шевелев Алексей Иванович, 1923 г.р., Ильинский сельский совет; Суворов Александр Евгеньевич, Селянский сельский совет; Шевелев Александр Филимонович; Лазарев Гавриил Дмитриевич, д.Горка, Павловский сельский совет; Виноградов Сергей Васильевич, д.Осиновец; Кондаков Николай Изосимович; Байбородин Николай Иванович, д.Заметниха (Слобода); Дураков Николай Алексеевич, д.Косой Лог, Павловский сельский совет; Бушуев Дмитрий Николаевич, д.Подкиевщина, Селянский сельский совет.
В одной из старых газетных вырезок за 11.02.1984 года «Знамя труда» Дмитрий Николаевич Бушуев в своей заметке пишет: «В битве за Сталинград участвовало много наших вилежан, особенно запомнились ожесточенные бои в сентябре 1942 года. Вот эти ребята из Селян не вернулись домой: Бушуев Григорий Степанович; Дураков Григорий Николаевич; Бушуев Константин Васильевич; Соловьев Василий Андреевич; Кондаков Никита Васильевич».
В эти дни в средствах массовой информации и по телевидению много говорится об этой дате. Этим материалом мы отдаем дань памяти своим землякам, побывавшим на этом огненном рубеже. Погибшим и умершим – вечная память, ныне живущим – бодрости и здоровья!
Светлана КОБЕЛЕВА, лектор-экскурсовод
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы