«Заработанные деньги тратить труднее»
В 9б классе Ильинской средней общеобразовательной школы я провела опрос на тему: «Знаете ли вы цену деньгам?» Кстати, для многих ребят этот год – последний в школе. Возможно, кто-то из них будет поступать в средние специальные учебные заведения, чтобы одновременно получить и основное среднее образование, и профессию.
А это значит, что и жить им придется отдельно от родителей, самостоятельно распоряжаясь своим бюджетом. Поэтому вопросы, которые предложила ребятам, для них совершенно не праздные, а вполне актуальные. На вопросы отвечали 24 девятиклассника. Первый из них о карманных деньгах: хватает ли их ребятам? Лишь трое из опрошенных сказали, что не всегда. Остальных выдаваемая родителями сумма вполне устраивает.
Далее было предложено подумать, каким образом можно эту сумму увеличить – варианты ответов были даны. Два человека из 24 решили не напрягаться и просто «попросить-поклянчить». Десять человек также написали, что попросят добавить, но «конкретно обоснуют, на что им нужны деньги». Восемь – «попытаются заработать сами». Трое вопрос оставили без ответа. И лишь один ученик высказался категорически: «Просить не буду!».
Спросила ребят: требуют ли родители отчет о потраченной сумме? Семь человек ответили «да», двенадцать – «нет». Среди ответов: «Нет, не всегда», «Если сумма большая, сама говорю, на что потратила», «Не требуют, говорю сама».
На вопрос, всегда ли сами можете вспомнить, куда потратили крупную для вас сумму, одиннадцать ребят ответили утвердительно, семеро признались, что нет, не всегда. Остальные на вопрос не ответили.
В первую очередь девятиклассники тратят деньги на еду (12 человек), одежду (6 человек), затем на подарки близким, любимым (4) и на другие нужды. Как же ребята распоряжаются «свободными» деньгами, если они вдруг у них появляются? Лишь двое «тратят, не задумываясь»; восемь человек «долго сомневаются, на что потратить», 14 (!) вообще не тратят, а «складывают в кубышку», причем восемь из них – «на что-то конкретное». Двенадцать учащихся 9б уже пробовали сами зарабатывать деньги. Причем четверо признались, что «было нелегко». У одиннадцати ребят такого опыта не было.
Ну и на последний вопрос: «Есть ли разница в том, как расстаетесь с деньгами, полученными от родителей и заработанными самостоятельно?» большинство (у кого уже есть опыт) ответили, что «конечно, разница есть». Два ответа приведу полностью: «Заработанные самостоятельно деньги тратить труднее, так как жалко» и «Когда сама заработала, трудно потратить на какую-нибудь не нужную вещь». Как говорится, без комментариев.
Благодарю ребят за честные ответы, а педагога Наталью Александровну Мелехину – за помощь. Желаю девятиклассникам удачи и обязательно найти себя в непростой взрослой жизни.
Опрос провела Татьяна БЛИНОВА
Фото автора
Материал подготовлен в рамках программы финансовой грамотности населения Архангельской области
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы