Жизнь без ног…
Мое заочное знакомство с Алексеем Шиловским состоялось накануне декады инвалидов, когда в «вилегодской избе» районного краеведческого музея собрались председатели местных организаций Всероссийского общества инвалидов и главы поселений.
Рассказывает о том, как живется людям с ограниченными возможностями в поселении глава МО «Никольское» Валентина Вьюхина сказала:
– У нас в селе проживает мужчина без обеих ног, но вы зайдите к нему в дом. Там такой порядок, что некоторым хозяйкам можно его в пример ставить. Он и на крышу умудряется залезть без посторонней помощи, чтобы трубу почистить. Побывайте-ка у него.
Вскоре повод погостить у Алексея Валентиновича представился. Директор краеведческого музея Ольга Ильина вместе с мастером-ремесленником Марией Юдиной поехали к нему, чтобы преподать мастер-класс по плетению изделий из бересты, в рамках реализации проекта «Студия-мастерская «Тепло человеческих рук». Ученик он оказался толковым, руки у него сильные, ничего сложного для него в этом деле не было. Через два часа на столе стояла уже готовая поделка – берестяная солонка.
В это время у Алексея как раз гостила мама, Наталья Клавдиевна. Она-то и рассказала о их большой семье, в которой выросло семеро детей. Жили они тогда в Красноборском районе в своем доме. Воспитывала мать своих детей трудом, не подразделяя домашнюю работу на мужскую и женскую. Все семеро: Алексей, Евгений, Ирина, Иван, Игорь, Наталья и Ксения умеют шить и вязать, класть печи, держать в руках топор и пилу. Сама она, уже будучи многодетной мамой, без троек закончила Всесоюзный заочный сельскохозяйственный институт в городе Сергиев Посад, получив специальность зоотехника.
По её словам, «…пока детишки подрастали, все шло своей колеёй, а вот выросли, обзавелись семьями и все у них пошло наперекосяк».
Сын Евгений потерял на пилораме руку и жене стал не нужен. Иван в прошлом году ехал на машине и не заметил, как из остановившегося впереди автобуса вышел пассажир, который угодил ему прямо под колеса и погиб. Иван был осужден. Жизнь самой Натальи Клавдиевны, можно сказать, висела на волоске. После лечения пошла на поправку, но стала инвалидом. Однако, мне показалось, что по натуре своей женщина она волевая и сильная духом. С трудом, но выбралась из череды всех этих неприятностей и болезней. Больше всего, по ее словам, не везет в жизни старшему, Алексею, которому сейчас 42 года. Он лишился обеих ног.
Произошла эта страшная трагедия весной 2006 года в Павловске. Тогда Алексей Валентинович работал трактористом у частного предпринимателя, имевшего свою пилораму.
Из того, что произошло в тот день, он помнит лишь, что загорелась сухая трава на берегу реки Виледь. И вместе с мужиками они побежали тушить пламя.
…Полуживого, с обгоревшими ногами увидел его ползущим по тропинке работавший тогда главой Павловского поселения Анатолий Губкин. Долго не раздумывая, он схватил его в охапку, уложил на заднее сиденье и, не теряя даром времени, повез прямо в районную больницу. Затем месяц Алексей находился в реанимации Котласской больницы. Ноги пришлось ампутировать. Перенёс десять операций по пересадке кожи. Когда его навещала мать, умолял её: «Мама, только не сдавай меня никуда, пожалуйста. Забери к себе». Она, еле сдерживая слезы, обещала: «Я все выдержу, сынок! Не оставлю тебя!»
Второй удар судьбы оказался для него еще трагичнее. Когда жили в Черевково (Красноборского района) отец – глава их большого семейства в пьяном угаре застрелил своего внука, 14-летнего сына Алексея – Артемку, исполосовав ножом и самого Алексея. После случившегося сам застрелился. К счастью, ножевые раны Алексея не были смертельными. Его удалось спасти. Куда страшней оказалась рана душевная. После смерти единственного сына (с женой они разошлись) он не хотел жить, но словно кто-то свыше отводил, в самые критические моменты приходил ему на помощь.
В Никольск Алексей вместе с матерью приехали в 2009 году, купили дом. Привели в порядок весь двор, обновили стаю. Осенью 2012 года завезли первую партию поросят –девять голов, потом вторую, еще шестерых. Всех выкормили, часть продали. В Никольске Наталье Клавдиевне очень нравится. Она с радостью возится и на грядках, выращивает цветы. В 2012 году их двор был признан одним из лучших. В этом заслуга не только её, но и Алексея. А он за любую работу хватается. Дома полы сам моет, в погреб за картошкой лазает, брюки себе перешивает. Правда, они быстро изнашиваются. Поэтому обращаемся за помощью к нашим читателям. Если есть у вас ненужные ватники, брезентовые, плотные, да и обычные брюки 48-50-го размера, приносите в редакцию. Мы их потом передадим Алексею. Думаю, он не откажется и от любой мужской одежды, особенно рабочих курток.
Первое время Алексей ездил на обычной машине, переключая сцепление, тормоз и газ палками. Сейчас у него машина с ручным управлением. В летнее время он ездит на рыбалку, возит мать на болото за клюквой.
Сидя вечерами вдвоём перед телевизором, время попусту не теряют, вяжут. Два-три вечера – и пара носков готова. Алексей всех своих многочисленных племянников носками обеспечил. Нынче сказал: «Все, надоело. Вязать больше не буду». С большим удовольствием он берет в руки маленький «Штилёк» и ползет пилить дрова. Говорит: «Хотелось бы воду в дом провести, а для этого надо нижний ряд брёвен поменять, пол опустить пониже. Жалко, что брату еще три года на поселении срок мотать, а так бы он помог. Гараж надо бы сделать, фундамент уже залит, бревна притащены». Кстати, у него много грамот и благодарностей за спортивные достижения среди людей с ограниченными возможностями на соревнованиях, в которых он выходил признанным победителем…
Текст и фото
Зои ГОМЗЯКОВОЙ
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы