Сезон тихой охоты
В июле в лесах области пропали и до сих пор числятся пропавшими без вести три человека. Поиски двоих не принесли положительного результата, еще одного грибника с 25 июля ищут спасатели. О том, как строятся поисковые работы и что делать, чтобы поход по грибы или на рыбалку не закончился обращением в экстренные службы, рассказал спасатель Архангельской областной службы спасения Алексей МАЛЫГИН.
Пропал ребенок – выезжаем в тот же день
«Любой факт пропажи человека, будь то в лесу или в населенном пункте, должен быть отмечен в полиции – обычно туда в первую очередь и поступает заявка на проведение поисковых работ, – объясняет Алексей. – Полицейские могут переадресовать этот документ в МЧС – в том случае, если требуется содействие спасателей. Возможен и такой вариант: глава муниципального образования или родственники пропавшего напрямую связываются со службой спасения – либо по телефону, либо путем личного визита».
Для старта поисково-спасательной операции недостаточно ткнуть пальцем в карту – выезду предшествует тщательный сбор информации. Цель – определить район поисков, который должен быть максимально компактным. Наивно полагать, что спасатели смогут прочесать вдоль и поперек всю область. Зона поиска зависит от расположения населенного пункта, откуда ушел человек: так, если деревня стоит на берегу моря, радиус поисков – 180 градусов. Если же в лесу – поисковая зона раскидывается на все 360. Заявитель должен заполнить опросный лист: во что был одет и какие вещи взял с собой пропавший, страдает ли хроническими болезнями (имеются в виду серьезные заболевания), есть ли с собой лекарства, и т.д. Очень важно описание и цель маршрута – «среда обитания» грибников, ягодников и рыбаков сильно различается. На сбор необходимой информации уходит от полутора часов до двух дней.
Основные факторы, влияющие на выезд поисковой группы – время года и возраст человека. «Если пропал ребенок, мы выезжаем в тот же день, – говорит спасатель. – Как и в том случае, когда человек заблудился в холодное время года - ведь даже одна ночь под открытым небом может стоить жизни». Также старт группы зависит от времени прихода заявки. Если документ получен после обеда, нет смысла отправлять спасателей в ночь – в темное время суток работы невозможны.
Местные жители, которые обычно подключаются к поиску пропавших односельчан, строятся шеренгой с расстоянием 3-4 метра между людьми и таким образом «прочесывают» лес. Этот метод эффективен при поиске погибших. Если человек жив и в сознании, вряд ли он будет молча сидеть под деревом. Полтора-два дня скитаний – и заблудившийся наверняка выйдет на лесовозную или железную дорогу, просеку или тропу. Дороги, тропы, а также реки, кромки болот, линии электропередач – это так называемые линейные ориентиры, от которых ни в коем случае не надо отходить. Спасатели, разделившись на «двойки», в первую очередь обследуют именно их.
Женщины идут напролом
Практика показывает, что мужчины и женщины в одинаковой ситуации ведут себя по-разному. Мужчина, которому посчастливилось выйти на линейный ориентир (к примеру, на дорогу), будет держаться его. Если дорога уперлась в лес, он развернется и пойдет в противоположную сторону, но от спасительного ориентира отступать не будет – ведь он, в конечном счете, приведет к жилью.
Женщина же, придя в тупик, будет двигаться дальше буквально напролом, но назад не свернет! «Случай из практики: в Холмогорском районе заплутавшая женщина вышла на Луковецкую технологичку. Когда дорога кончилась, она двинулась дальше, углубилась в лес, и в итоге преодолела вброд две реки! Впоследствии спасенная не смогла объяснить, как у нее получилось то, что под силу не каждому спортсмену – «просто шла, и всё», – удивляется Алексей Малыгин.
И тут же объясняет: «В экстремальной ситуации в людях просыпаются силы, возможно, ранее неведомые и им самим. Человек не чувствует усталости, пока перед ним стоит цель – идти вперед». Порой перед такой настойчивостью отступают лесные дебри, буераки, реки и болота. «Да она и до магазина дойти не может – старая, ноги больные! Далеко уйти не могла», – уверяли спасателей родственники пропавшей в лесу жительницы д. Каменка Мезенского района, а ей под 90. Прогнозы родных потерпели полный крах: оказалось, пожилая женщина преодолела на своих двоих более 30 км(!), добрела до охотничьей избы, где ее на 10-й день пропажи обнаружил охотник. Пенсионерка, питаясь охотничьими припасами, перенесла экстремальный поход без вреда для здоровья. А спасатели, искавшие «самоходную» бабушку, даже не пытались заходить на такие огромные для пешего человека расстояния.
То же самое касается и детей. Трехгодовалый мальчик, пропавший несколько лет назад в пос. Пурнема Онежского района, преодолел пешком по лесу 10 км! Спасатели нашли его через сутки на одной из второстепенных дорог. Кстати, поведение детей в лесу (как и везде) непредсказуемо: если малыш набредет на избу, далеко не факт, что он отважится туда зайти, вспомнив сказки про Бабу-Ягу и избушку на курьих ножках?
ГУ МЧС по Архангельской области Продолжение в след. номере «ЗТ»
- Воспитывать нужно на хорошей литературе
- Чем точнее указано место, тем быстрее придет помощь
- Ребенок в своей семье не должен быть одинок
- «Я сюда не за рейтингом пришёл»
- Дорогу осилит идущий
- Подобрать «ключик» бывает совсем просто…
- Выходить на пенсию позже будет выгодно
- Алексей Гришков о бюджете: «Идти на непопулярные меры мы вынуждены»
- Все материалы